Человек в социокультурных типах философии
Материалы / Человек в социокультурных типах философии
Страница 9

Человек, в понимании Марка Аврелия, тройственен: у него есть тело, оно бренно, есть душа, или "проявление жизненной силы" и есть руководящее начало, знаменитый стоический гегемоникон, руководящее начало - разум. Марк Аврелий называет разум человека его гением, его божеством. Человек должен чествовать его в себе, "не осквернять живущего в груди гения". Такова раздвоенность человека в его жизни: он и кратковременное, ничтожное существо, и существо, преследующее прочные цели. Это объясняется собственной раздвоенностью Марка Аврелия как философа-стоика и правителя громадной державы.

Нравственная позиция эпикурейцев же, очевидно, больше соответствовала античному менталитету. Это не восточный человек, не отделяющий себя от полустертого МЫ, но это еще и не европеец, который возвел собственную человеческую активность в культ. Если следовать классификации Освальда Шпенглера, античный человек занимает среднюю позицию между людьми Востока и Европы.

В V-IV веках до н.э. зарождается релятивизм - учение об условности истины, субъективности нашего знания. Протагор сказал: "Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, не существующих, что они не существуют". То есть человек не только соизмеряет вещи, но и определяет, существуют они или нет.

В V-VI веке н.э. В Западной Европе начинает складываться феодализм, появляются первые ростки средневековой культуры. Средневековая философия представляет собой синтез христианского откровения и античной философии. Казалось бы, восточные по своему духовному типу, арабская и еврейская философии, тем не менее органично вписываются в контекст средневековой философии. Например, Ибн Синна (Авиценна) (980-1037 гг.) - врач, ученый, мыслитель, - убежден в познаваемости мира силами человека, подчеркивая принцип единства логического мышления и опыта, разума и эксперимента. Авиценна признавал возможность раздельного существования религии и философии.

Средневековая философия традиционно квалифицируется как теоцентрическая (от греческого theos - бог). Проблема космоса, места человека в нем, персонифицируется в лице Абсолютной личности, то есть Бога. В центре внимания средневековой философии - по-прежнему человек, но не как частичка космоса, а как результат божественного творчества. Бог создал человека по образу своему и подобию, значит, человек стал еще более ответственным за свои поступки. Богоцентристское по своему обличью мировоззрение поставило много новых и важных проблем дальнейшего развития личности и в определенной степени способствовало их решению.

Между Средневековьем и Новым временем лежит переходная эпоха - Возрождение (Ренессанс). Эта эпоха общекультурного переворота характеризовалась освобождением человека и общества от прессинга религии и формированием нового самоосознания человека - личности гордой и самоутверждающейся, творческой и эстетичной. В результате меняется ориентация философии: из космоцентричной античной, теоцентричной средневековой, она становится антропоцентричной. Существенная черта философии Ренессанса - "непрофессиональность" большинства ее мыслителей. Она проистекает из главной целевой установки эпохи Возрождения - гуманизма. В связи с этим роль философии в связи с этим не принижается, просто размывается граница между "любовью к мудрости" и любовью к другим формам деятельности, прежде всего к тем, которые выходят непосредственно на человековедение. Отсюда - настоящий культ художника. Сосредоточение на человековедческой проблематике отнюдь не означало отрешения мыслителей Возрождения от исследования других мировоззренческих и методологических проблем, в частности, пантеизма ("всебожия") - слияния Бога с природой. Пантеистами эпохи Возрождения (Кузанским, Бруно) был сделан чрезвычайно важный шаг на пути свободомыслия.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Смотрите также

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...