Человек в социокультурных типах философииМатериалы / Человек в социокультурных типах философииСтраница 10
Николая Кузанского (1401-1464) интересовали, прежде всего, две проблемы: отношение Бога к миру и место и роль человека в нем. Кузанский писал о человеке: "Человек есть бог, только не абсолютно, раз он человек, он - человеческий бог (humanus deus) .человек может быть человеческим богом; а в качестве бога но по-человечески может быть человеческим ангелом, человеческим зверем, человеческим львом, или медведем, или чем угодно другим: внутри человеческой потенции есть по-своему все. Человечность есть человечески определенным образом единство, оно же и бесконечность, и если свойство единства - развертывать из себя сущее, то человек обладает силой развертывать из себя все в круге своей области, все производить из потенции своего центра .
соответственно, у творческой деятельности человека нет другой конечной цели кроме человека. Он не выходит за свои пределы, когда творит, но, развертывая свою силу, достигает самого себя .".Творческое начало в человеке было превращено в культ мыслителями Возрождения. Если в восточной философии наличествовал культ человека пассивного, а в античные времена эта созерцательность смягчается эстетическим отношением человека к тому, что он делает, то с эпохи Возрождения все формы общественного сознания вырабатывают и пропагандируют принципиально новое учение о призвании человека, и вполне последовательно переходит от пропаганды культа активного человека к культу науки и знаний. Важнейшие деятели Возрождения не только воспевали возможности науки, они творили ее.
В содержательном плане философия Нового времени продолжила начатый мыслителями Возрождения путь к культу знания вообще и научного в особенности. Убедительное свидетельство тому - основные идеи Френсиса Бэкона (1561-1626). Он задумал проект "Великого восстановления наук", важной частью которого был основной труд Бэкона "Новый Органон, или истинные указания для истолкования природы". В основе бэконовской классификации наук лежали способности человеческого разума (память, воображение и рассудок). Бэкон считал главным источником философии рассудок, а ее предметом - Бога, природу и человека. Главная задача научной философии - очистить разум от так называемых "идолов" субъективности и ложных авторитетов, представить "отправные точки" для всех областей знания. По Бэкону, религия не относится к научной истине, а лишь служит основой для политического и нравственного объединения людей. Знание, учит Бэкон, должно выводиться из эксперимента и двигаться в науке следует согласно индукции (от лат. inductio - наведение, от единичных фактов - к общим выводам). В "Новом Органоне" Бэкон пишет "Человеческий разум не сухой свет, его окропляют воля и страсти, а это порождает в науке желательное каждому. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает ."
Рене Декарт (1596-1650) - французский философ, математик, физик и физиолог, первым постарался преодолеть односторонность бэконовского подхода. Если Бэкон эмпирик, то Декарт - рационалист, подтверждения достоверности человеческих знаний он ищет в возможностях и особенностях нашего интеллекта. "Cogito, ergo sum" - "Я мыслю, следовательно, существую",-- провозгласил Декарт. "Никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью . включать в свои суждения только то, что представляется моему столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их сомнению".
Декарт развил концепцию врожденных идей, обосновывая существование теоретических идей, и ввел дуализм - решение основного субстанционального вопроса в пользу наличия двух субстанций в мире и человеке - материальной и духовной.
Смотрите также
Глобальные проблемы современности
Под
глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных
противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и
страны. Глобальные проблем ...
Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в
современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах:
классический марксизм, нашедший отражение в труд ...
Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру
соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то
относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...