Человек в социокультурных типах философии
Материалы / Человек в социокультурных типах философии
Страница 14

Главная задача марксизма сегодня - восстановление критически-творческого отношения к самому себе.

Неклассическая философия европейского типа привнесла в развитие философского понятия о человеке ряд позитивных моментов, например, поворот к человеку, экзистенциальность, обращение к проблемам его индивидуального мироощущения и существования, обвинение всей предшествующей философии в отчужденности от человека. Экзистенциалист Жан-Поль Сартр (1905-1980) в произведении "Экзистенциализм - это гуманизм" высказывался о самоосознании человека: "Человек - прежде всего проект, который переживается субъективно .

Я отвественнен, таким образом, за себя самого и за всех, и создаю определенный образ человека, который выбираю: выбирая себя, я выбираю человека вообще . Мы одиноки, и нам нет извинения. Это и есть то, что я выражаю словами. Человек осужден быть свободным. Осужден, потому что не сам себя создал; и все-таки свободен, потому что однажды брошенный в мир отвечает за все, что делает."

Однако сознательный фон, на котором развивался экзистенциализм, был мрачен, что заставило именовать в ряде случаев "очеловеченную философию" "философией страха". Один из основных мыслителей-экзистенциалистов Альбер Камю (1913-1960) писал: "есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить . стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить, - значит, ответить на фундаментальный вопрос философии".

Сегодня популярно и такое течение как постмодернизм, отрицающий все достижения классической философии и обращающий их в nihil (ничто) и делающий вывод о близком конце истории и человека. Тем не менее, далеко не все философское пространство заполнено неклассической и постмодернистской философией. Развиваются и живут классические философские направления, а значит, о конце философии как науки и тем более человека в ней говорить пока рано.

Особое место в философском наследии занимает русская философия, исследованная гораздо хуже восточной и европейской. Ее отличительными чертами являются "философствование о судьбе России"; мессианская идея особого пути и места России; стремление придать философии преобразующий характер; ориентация философствования на всеобщее, "тотальное". Если русский философ и обращался к проблеме не всей страны, а отдельно взятого человека или просто человека как такового, что человек в итоге все равно оказывался частью "особого" русского общества. Это объясняется некоторыми чертами общинности, русским менталитетом, и радует тем, что на русской почве концепции "сверхчеловека" никогда не появлялись и не могли бы появиться.

Оценивая развитие марксизма в постреволюционной России мы сталкиваемся с парадоксом: с одной стороны, диалектический и исторический материализм имел все шансы для плодотворного развития и эволюции; с другой - официозная философия все больше догматизировалась и превращалась в "служанку политики". Были "отдифференцированы" учение об обществе от онтологии, диалектики, теории познания; причем при этом человековедческая проблематика практически исчезла .

Показательно, что в "Философской энциклопедии" и философских словарях того времени мы не обнаруживаем термина "смысл жизни". Возобладавший в обществе остаточный подход к развитию социальной сферы жизни откликнулся в самой философии остаточным подходом к проблематике человека, оттеснением ее все дальше на периферию философского знания. Тем не менее, несмотря на все препоны, в данный момент идет накопление прогрессивных идей для последующего взлета философского знания.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15

Смотрите также

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...