Человек в социокультурных типах философии
Материалы / Человек в социокультурных типах философии
Страница 13

Наиболее видные мыслители той эпохи - Кант, Гегель, а в первой половине XIX века - Фейербах, своей философией выдвинули ряд положительных моментов и "отправных точек" для дальнейшего развития философского знания.

Иммануил Кант (1724-1804) выдвинул ряд плодотворных идей, материалистических и диалектических. Кант ввел в свою теорию познания понятие априорного знания - полученного до опыта, независимо от него, уклонившись тем самым к идеализму.

Георг-Вильгельм Фридрих Гегель создал не менее противоречивую философскую систему; войдя в историю философии как крупнейший идеалист и один из "отцов" диалектики одновременно.

Тот, кто создал наиболее цельную для того времени диалектику, сняв "аристотелев запрет" на поиск противоречий в окружающем мире, Гегель дает разработку вопроса о роли труда в формировании человека как существа разумного, производящего и творческого.

Расхождение ученика Гегеля - Людвига Фейербаха (1804-1872) с учителем началось с отношения Фейербаха к религии. В "Сущности христианства" Фейербах утверждает несовместимость религии с разумом; Бог, по Фейербаху, - фантастическое отражение человеком своей сущности, как и гегелевский "абсолютный дух". Тем не менее, есть обыкновенное человеческое сознание, оторванное от человека. И лишь изучая природу, философ приобретает знания. Философская система, пытающаяся выйти за пределы природы или человека, игнорирующая и то, и другое - ничтожна и бессмысленна.

Однако, критикуя философскую систему Гегеля, Фейербах не принимал и гегелевскую диалектику, не сумев обнаружить в ней рациональное зерно - мысль о поступательном развитии мира. Метафизика дала себя знать и в антропологическом материализме Фейербаха. Человек у него - внеисторическое существо с неизменной природой, сущностью, которая присуща всем людям во все времена. При объяснении общества он опирается на антропологию, которую считает единственной истиной. Фейербах первым выдвинул "теорию разумного эгоизма", (развитую впоследствии Николаем Гавриловичем Чернышевским (1828-1889), который писал в главном своем труде "Антропологический принцип в философии": " .Вообще надобно бывает только всмотреться попристальнее в поступок или чувство, представляющиеся бескорыстными, и мы увидим, что в основе их все-таки лежит та же мысль о собственной личной пользе, личном удовольствии, личном благе .")

Как оказалось, Фейербах не хотел устранить религию, просто хотел усовершенствовать ее, положив в основу Любовь человека к человеку.

В этике Фейербах также был идеалистом, видя суть к усовершенствованию общества в моральном усовершенствовании каждого отдельного человека. Из идеализма, антропологизма и метафизики вытекла созерцательность философии Фейербаха. Это стало определенным шагом назад для немецкой классической философии до появления ее прямого наследника - марксизма, который может быть определен как заключительный аккорд к вершине развития классической европейской философии, предложивший философии принципиально новые решения ее вопросов: достижения органического единства материализма и диалектики; распространение материализма на объяснение общественной жизни; преодоление созерцательного характера философии и т.д. Маркс провозгласил: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его" и "Точка зрения старого материализма есть "гражданское" общество; точка зрения нового материализма есть человеческое общество или обобществившееся человечество".

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15

Смотрите также

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...