Человек в социокультурных типах философии
Материалы / Человек в социокультурных типах философии
Страница 7

Истинное знание (восхождение от мира теней к подлинному миру) доступно только философу, и поэтому он не боится смерти, рассматривая ее как способ соединения души с умопостигаемым миром. Долг философа, по Платону объяснить людям истину, хотя успех маловероятен. Знание необходимо для правильного образа жизни и воспитания, так как это единственное, что остается человеку после его смерти в составе вечной души. Очищенные философией людские души попадают в мир богов, души же, охваченные желанием телесности, после смерти тела ("темницы души"), бродяжничают и вселяются (хорошие) - в души людей, (плохие) - в животных.

С другой стороны, переселение души (метемпсихоз), делает возможным знание как припоминание душой своей причастности к миру людей.

В VI веке до н. э. с критикой "мира идей" выступил ученик Платона Аристотель. Его характерной особенностью как философа являются колебания между материализмом и идеализмом. У Аристотеля неподвижным перводвигателем и формой всех форм выступает Бог. Аристотель выступил также основоположником психологии: душа человека у него понимается как организующая форма, которая дает смысл и направленность жизни. Душой у Аристотеля обладает не только человек, но и все живое; выделяются три вида души: растительная, животная и разумная. Разумная душа имеет рассудочную и собственно разумную часть. Добродетель собственно разумной части души - в мудрости, а добродетель рассудочной части души - в практичности, связываемой с общественными отношениями. Моральный образец для Аристотеля - "мыслящее себя мышление", как совершенство, к которому должен стремиться каждый. Аристотель признавал существование материального мира, но, в отличие от последовательных материалистов подразумевал под материей не конкретные вещи и явления, а основу, из которых они образуются. Материя превращается из возможности в действительность благодаря активной деятельности формы. Таким образом, для Аристотеля материя - пассивное начало; форма же - активное. Благодаря этим идеям Аристотель и пошел по пути идеализма и стал говорить о душе как предшествующей телу форме. В научной и учебной литературе античная философия нередко квалифицируется как космоцентричная. Заслуга античных философов в создании естественнонаучной картины мира очень велики. Но античная философия в целом вряд ли космоцентрична. Изучение огромного мира вокруг нас для большинства ее представителей не было самоцелью; в центре внимания оставался человек и всё "понравившееся" в космосе по мере возможности экстраполировалось на человека, и даже внедрялось в его "земную жизнь". Например, применения в архитектуре, изобразительном искусстве "золотого сечения" - пропорций между частями производимого, производящее впечатление красоты и гармонии. Это соотношение было найдено греками в результате обнаружения многочисленных случаев "золотого сечения" во Вселенной.

"Много есть чудес на свете, человек их всех чудесней" - поет хор в трагедии Софокла "Антигона", поставленной на афинской сцене почти 2,5 тыс. лет тому назад. Воспеваются два объекта - человек и космос ("свет") вокруг него. Известны некоторые "чудесные" свойства каждого из них, более того, свойства эти подвергаются сравнению. Подобное сопряжение человека и космоса составляет специфику античной философии, завещанной ею европейской культуре. И все-таки в этом сопряжении на первом месте человек, и не просто потому, что он "самый близкий" к философии, а потому, что он "всех чудесней".

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Смотрите также

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...