Человек в социокультурных типах философии
Материалы / Человек в социокультурных типах философии
Страница 6

Внутри материалистической основы уже рано наметились отдельные воззрения, которые впоследствии привели к появлению материализма. Идеализм (от греческого idea) - направление в философии, считающее духовное первоосновой мира. Идеализм антипод натурализма, материализма, реализма. Термин "идеалист" впервые был введен Лейбницем в 1702 году, который противопоставил "величайшего идеалиста" Платона "величайшему материалисту" Эпикуру. В учении Платона чувственно постигаемый мир вещей и человека объявляется производным (в качественном и генетическом отношении) от умопостигаемых идей - бестелесных образцов вещей, вечных, совершенных, которые якобы существуют более реально, чем бренные, изменчивые вещи.

Неоплатоническая форма идеалистической философии еще более систематична и последовательна: вещи, тела и материя -- деградировавшие до единичного, индивидуального, мертвеющая периферия духовного бытия, истекающего из бестелесного абсолюта - Единого. Духовное в человеке (мысли, образы, понятия) есть присутствие или проявление объектированного духовного вне человека, поэтому форма человеческого мышления тождественна формам бытия. Таким образом, объективны добро, прекрасное, истина. Внутри материалистической основы античной философии наметились воззрения, которые позже привели к появлению идеализма "Уже у Фалеса есть нечто особое, отличное от тела (он и магниту приписывает душу), у Анаксимена она-- воздух (как в книге бытия), у пифагорейцев она уже бессмертна и переселяется, а тело является для нее чем-то случайным" - пишет Ф. Энгельс в "Диалектике природы". Школой Пифагора (VI-V вв. до н. э.) был сделан первый шаг в сторону идеализма. Пифагорейцы выдвинули мысль о количественных закономерностях развития мира, что способствовало огромному развитию математических, физических, астрономических и другиз знаний. Введение пифагорейцами математических доказательств сыграло решающую роль в утверждении типа рационального мышления, но пифагорейцы абсолютизировали значение количественной стороны, оторвали ее от самих вещей, которым она принадлежит. Пифагор учил: " Самое мудрое - число", оно лежит в основе всех вещей, познать мир - значит, познать управляющие им числа. Это положение таило в себе почву для идеалистических и даже мистических выводов, но, тем не менее, последовательного идеализма у пифагорейцев не было.

Сам Пифагор (ок. 580-500 гг. до н. э.) около 532 года из-за тирании императора Поликрата переселился в Южную Италию, где создал "Пифагорейский союз", религиозно-философское товарищество, по некоторым сведениям, склонное к изотерике. Пифагор и его последователи считали человеческое тело временным пристанищем для души, которую пифагорецы очищали, пытаясь положить конец циклу реинкарнаций. В основе пифагорейской этики лежало учение "О надлежащем", победа над человеческими низменными страстями, подчинение младших старшим, культ товарищества и почитание Пифагора, который считался почти божеством (известное выражение "Так сказал он" полностью характеризует отношение учеников к персоне Пифагора). Политическим и общественным идеалам пифагорейцев было господство "лучших" представителей человеческого племени над всеми остальными, которым отводилась роль послушников.

Философский идеализм непримиримо противопоставляет себя материализму, в особенности атомистическому в учениях Сократа и Платона. Начиная со второй половины пятого века, первой половины четвертого века до нашей эры в истории античной философии борются две линии -- материалистичная и идеалистичная. Наиболее развитая форма античного идеализма -- объективный платоновский идеализм. По Платону существует два мира: мир идей, настоящий, действительный (идея зеркальности и идея собачности) и мир вещей или теней, ложный, зависимый от первого (конкретные зеркала, конкретные собаки). По Платону идея неизменна и от того совершенна, а вещи -- лишь постоянно изменяющееся отражение. Идеализм Платона объективен оттого, что за основу существующего берется сознание сверхчеловеческое, существующее вне зависимости от субъекта ("мир идей"), а не сознание человека, как в субъективном идеализме.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Смотрите также

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...