Человек в социокультурных типах философии
Материалы / Человек в социокультурных типах философии
Страница 1

"Истина отдельна от добра и зла, истина отдельна от человека и человечества, но только до тех пор, пока существует добро и зло, пока существует человек и человечество. Нет человечества - к чему истина? Никто не ищет знаний, значит, - нет человечества и к чему истина? Есть ответы на все вопросы, значит, не надо искать знаний, значит, - нет человечества и к чему же тогда истина? Когда поэт сказал: "И на ответы нет вопросов", - он описал самое страшное состояние человеческого общества - конечное его состояние . "

А. Стругацкий, Б. Стругацкий, "Сказка о тройке"

Карл Ясперс ввел понятие Осевого времени (800-200 г.

до н.э.), имея в виду тот временной отрезок, когда и произошел поворот в истории от мифологической эпохи к эпохе научно-философского осмысления мира и места человека в нем. Почти одновременно в Китае, Индии и на Западе мыслителями были рассмотрены все возможности философского осмысления действительности, вплоть до скептицизма, материализма, софистики и нигилизма. Ясперс пишет: "Новое, возникшее в ту эпоху, сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели". Одна из двух основных функций философии - мировоззренческая рассматривает важнейший вопрос формирования у человека мировоззрения. Стоит учесть, что мировоззрение "рождается" в результате научного образования либо возникает стихийно под воздействием социального окружения. Возможны и смешанные, паллиативные варианты, когда одни элементы индивидуального воззрения на окружающий мир оказываются научно выверенными, а другие остаются на уровне расхожего обыденного мнения, с его заблуждениями и предрассудками. Правда, никакая философская система не может гарантировать абсолютного отсутствия во взглядах человека подобных "огрехов", потому что сама от них вряд ли свободна. И в то же время только систематическое философское образование способно свести "заблудившуюся" составляющую нашего мировоззрения к минимуму.

Кроме основных функций: мировоззренческой и методологической (занимающейся поиском плодотворных методов познания и решения философских вопросов), философия несет функции неспецифические, прямо относящиеся к рассматриваемой проблеме человека в философии - гуманистическую и общекультурную.

Ad notam, гуманизм (лат. humanus - человечный, человеческий) - совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных условий для общественной жизни. Понятие гуманизма появляется в начале XIX века для обозначения течения общественной мысли, возникшего в эпоху Возрождения. В узком смысле гуманизм Возрождения рассматривался как культурная педагогическая программа, связанная с обращением к дисциплинам, находящимся вне рамок схоластической учености: (к риторике, грамматике, истории). В более широком смысле гуманизм эпохи Возрождения - новый способ мышления, связанный с изменением взгляда на место человека в мире, на границы и возможности его активности в сфере науки, искусства, политики. Вообще понятие гуманизма используется для характеристики социально-философских воззрений. В этом смысле гуманизм - мировоззренческий признающий человека в качестве высшей ценности. Гуманизм французского Просвещения XVIII века в форме концепции "естественных прав" человека выступил основой критики буржуазных порядков. Представители так называемой "экологической этики" считают, что подлинный гуманизм возможен только при рассмотрении человечества как органического элемента природного и космического целого. В религиозной христианской философии гуманизм подвергается критике, рассматривается в качестве одного из основных заблуждений человека. Гуманизм как поклонения человека самому себе оказывается в рамках этой традиции формой идолопоклонничества, несвободы человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...