Основные направления развития западноевропейской философии в эпоху
ВозрожденияМатериалы / Западноевропейская философия эпохи Возрождения / Основные направления развития западноевропейской философии в эпоху
ВозрожденияСтраница 5
Интерес к социально-политическим проблемам был характерен для английского гуманизма XYI века. Это проявилось в творчестве Томаса Мора (1478-1535). Основное философское сочинение: Золотой книжечке о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия” (Утопия от греч. слов: у – нет, топос - место, т.е. место, которого нет) (1516). В этой книге он рассказал о народных бедствиях, обрушившихся на Англию в результате огораживаний. Социальному неравенству феодального общества Мор противопоставил идеал общественного строя без частной собственности. Идеальное государство на острове Утопия разумно и справедливо.
В нем нет праздных людей, все заняты полезным для общества трудом, обеспечивающим всеобщий достаток, распределение благ по потребностям. В “Утопии” Мор рационалистически обосновал наилучшую, по его мнению, форму человеческого общежития – коммунистическую. Государство, основанное на частной собственности для автора Утопии, - это “заговор богатых” против лучшей части общества – против тех, кто трудится. Мор полагал, что для совершенных людей идеального общества важно максимальное удовлетворение духовных потребностей, занятия наукой, искусством, выполнение нравственного долга по отношению к другим людям при разумном самоограничении добровольном отказе от излишеств и развлечений. Он пытался согласовать религию с общественной пользой и доводами разума. Это была попытка преодоления кризиса феодального мировоззрения на основе теории “естественной религии”. Этика Мора исходила из самой природы человека как разумного существа с его естественным стремлением к совершенству и счастью. Он искал путь к общему благу в радикальном переустройстве общества на основе справедливости, равенства и братства.“Золотая книжечка” Мора оказала большое влияние на развитие утопической литературы в Италии. Наиболее последовательный идеал жизни общиной был представлен в “Городе Солнца” (1602) Т.Кампанеллы (1568-1639). Прекрасный город напоминал идеализированную итальянскую коммуну той эпохи: он расположен на горе, окружен шестью рядами стен, на вершине возвышается величественный храм. Но внутренний строй этого города отличен от всех государств. Вся жизнь в нем построена согласно наукам, правление отдано в руки мудрецов. В “Городе Солнца” отсутствует частная собственность; общественная организация производства делает обязательный для всех труд не тяжким бременем, но радостным и приятным. В городе Солнца нет индивидуальной семьи, забота о потомстве рассматривалось как важное государственное дело, воспитание отдано под особый надзор правителей. Кампанеллу отличала вера в возможность претворения в жизнь его идей.
Итак, в западноевропейской философии эпохи Возрождения, как было видно, возникли и развивались три основных направления – гуманистическое, натурфилософское и социально-политическое.
Смотрите также
Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая
личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом)
времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с
другими людьми и творче ...
Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру
соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то
относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...
Наука в контексте культуры
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте,
До сущности протекших дней,
До их причины.
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схват ...