Основные направления развития западноевропейской философии в эпоху Возрождения
Материалы / Западноевропейская философия эпохи Возрождения / Основные направления развития западноевропейской философии в эпоху Возрождения
Страница 2

М.Фичино (1422-1495), основатель платоновской академии, перевел на латынь сочинения Платона и неоплатоников и сделал к ним комментарии. Основное философское сочинение: “Платоновская теология о бессмертии души”.

Платонизм Фичино был направлен против схоластики Фомы Аквинского. Философия, по его мнению, не служанка, а “сестра” теологии. Вопрос об отношении бога и мира он решал пантеистически: бог – первопричина иерархически построенного мира, исходная точка, содержащая в себе весь мир. Идея бога универсальна и является основанием для существования единой и общей для всех людей религии. Человек занимает в иерархии мира высшее место и перед ним стоит задача совершенствования с целью приближения к высшему существу - к богу.

Пико делла Мирандола (1463-1495). Основные философские сочинения: “О достоинстве человека” (1486).

В понимании мира проявились пантеистические воззрения, именно: бог не существует вне природы, он в ней постоянно присутствует. Мир состоит из ангельской, небесной и элементарной сфер. Низшие сферы возникли из высшего бестелесного начала, из “хаоса”, который упорядочил бог. Мир прекрасен в своей сложной гармоничности и противоречивости. В речи “О достоинстве человека” говорится о человеке как о центре мира и как об особом микрокосме, который пронизывает все сферы мировой иерархии – земные и небесные, низшие и высшие. Человек имеет право формировать собственную личность посредством свободной воли и выбора, посредством собственной активности. Человек сам творец своего счастья.

Аристотелизм Ренессанса. П. Помпонацци (1462-1525).

Основные философские сочинения: “О бессмертии души”(1516), “О причинах естественных явлений”(1520), “О судьбе, свободе воли, предопределении” (1520).

В своих трактатах он ссылался на Аристотеля и по-новому, по сравнению со схоластикой, интерпретировал его идеи. В частности, при рассмотрении понятия души он использовал идею о неотделимости души от тела. Душа материальна и поэтому смертна. Бессмертие души нельзя рационально обосновать, в нее можно только верить. Преимущество человека состоит в достижении не бессмертия, а счастья и блаженства. Сочинение Помпонацци “О причинах естественных явлений” содержало идеи о том, что космическое движение подчиняется всеобщим, естественным законам; что все в мире имеет причину; все возникает, изменяется и гибнет, находится в вечном круговороте.

Гуманизм в заальпийских странах (Северное Возрождение).

К концу XY века в Германии и в Нидерландах зародилась и расцвела своеобразная гуманистическая культура. Ее своеобразие заключалось в особом интересе к этико-религиозной и церковно-политической проблематике.

В развитии гуманизма в XY века большую роль сыграли философские идеи Николая Кузанского, пропаганда новой образованности в этих странах итальянскими гуманистами, лекции об античной культуре, которые читали в университетах странствующие немецкие поэты. На рубеже веков быстро шли процессы объединения гуманистов в сообщества и формирования городских центров гуманизма. Была опубликована сатирико-дидактическая поэма С.Бранта (ок. 1458-1521) “Корабль дураков”(1494), в которой проявилось гуманистическое понимание природы человека, сочетавшееся с отказом от религиозных критериев оценки его поведения. Брант обличал невежество, своекорыстие, засилье “господина Пфеннинга”. Эразм Роттердамский (1469-1536), голландский мыслитель, много путешествовал, изучал античные рукописи, переводил их на латынь. Подготовил первое печатное издание на латинском языке Нового завета с комментариями, сделав тем самым важный шаг к Реформации. Эразм был лично знаком с выдающимися гуманистами, в частности с Т.Мором. В своей сатире “Похвала глупости”(1509 - 1511) он обобщил свой опыт и взгляды по всем вопросам человеческой жизни, критиковал средневековую схоластику, религиозную мораль, требовал возврата к подлинной христианской морали. Смысл жизни видел в пользовании земными благами.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...