Основные направления развития западноевропейской философии в эпоху Возрождения
Материалы / Западноевропейская философия эпохи Возрождения / Основные направления развития западноевропейской философии в эпоху Возрождения
Страница 1

К основным направлениям философии эпохи Возрождения относятся следующие направления: гуманистическое, натурфилософское и социально-политическое.

Гуманистическое направление. Ренессансный гуманизм - это идейное движение, содержанием которого было восстановление, изучение и распространение античных языков, литературы, искусства, науки и философии. В античном наследии гуманисты открывали родственные им жизнерадостность, языческий интерес ко всему земному, новые нормы нравственности и красоты. Но это было не простым возвращением к античности, а ее развитием, интерпретацией, соответствующей изменившимся историческим условиям.

Гуманизм носил антропоцентрический (от греч anthropos – человек) характер. Центром мироздания был объявлен человек как часть природы, как наиболее совершенное ее творение. Человек, его переживания, его внутренний мир, его земная жизнь стали главными темами литературы и искусства. В противовес феодально-церковному аскетизму и проповеди пассивности, было провозглашено право человека на реализацию естественных (данных природой) потребностей и право на творческую активность.

Формировался идеал гармонической, свободной личности. Гуманизму в целом присущи жизнерадостный оптимизм, представление о безграничных возможностях человека, гармоничность и цельность мироощущения.

Гуманистическое движение в Италии (Южное Возрождение)

Гуманизм в Италии возникло на этапе Проторенессанса, в его главном центре – во Флоренции. Здесь родился и провел многие годы своей жизни поэт и мыслитель Данте Алигьери (1265-1321). Свое мировоззрение он изложил в произведениях – “Комедия”, “О монархии” «Новая жизнь».

“Комедия” (более известная как “Божественная комедия”) - это энциклопедия теоцентрического мировоззрения средневековья, в которой одновременно отразился кризис христианства. Данте показал единство божественного и человеческого: жизнь человека обусловлена и богом, и природой. Судьба “благородного человека” не предопределена, а строится на неустанном стремлении к “доблести и знанию”. Ценность имеет земная жизнь. В “Монархии” Данте высказал мысль о том, что церковь должна заниматься вопросами вечности, земные же дела – это удел людей, стремящихся к созданию общественного устройства, основанного на счастье и мире.

Если Данте – это вдохновитель итальянских гуманистов, то родоначальник этого движения – поэт и философ Ф.Петрарка (1304-1374). В стихах, посвященных возлюбленной - сонетах «На жизнь мадонны Лауры», «На смерть мадонны Лауры», поэт выразил чувственно окрашенное восхищение земной красотой женщины, которое противоречило аскетическому восприятию жизни; описал сложность внутреннего мира ренессансного человека. (Сонет). Он отверг схоластическую ученость средневековья как бесполезную для человека в новых условиях.

Л. Валла (1407-1457). Основные философские сочинения: “О наслаждении” (1431), его новую редакцию автор назвал “Об истинном и ложном благе“, “О свободе воли”, “Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина” (1440).

Валла разоблачил ложь о том, что император Константин посредством грамоты ставил римского папу главой вселенской церкви. Это разоблачение препятствовало притязаниям папы на светскую власть во всех католических странах Европы. Валла доказывал бессмысленность аскетизма. Он относился враждебно к схоластической метафизике и логике. Этические идеи Валлы были близки к эпикуреизму.

Флорентийские платоники. Гуманизм в значительной степени был связан с переводом, изучением, интерпретацией и использованием философии Платона. Плифон (1360-1425) переехал во Флоренцию из Константинополя, проповедовал платонизм и критиковал ортодоксальное христианство. Он учил о том, что мир имеет божественный характер, зависит от бога, но не был сотворен им, существует вечно. Идея о творении не имеет смысла. Не только вселенная, но и сам бог подчиняются необходимости. Мир в своей гармонии прекрасен. Человек тоже прекрасен и божественен, поскольку он - звено в гармоническом единстве мира. Время расцвета платонизма связано с платоновской Академией, основанной в 1459 г. во Флоренции Козимо Медичи. Эта академия объединяла видных философов, поэтов, художников, дипломатов и политиков того времени.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...