Основные направления развития западноевропейской философии в эпоху Возрождения
Материалы / Западноевропейская философия эпохи Возрождения / Основные направления развития западноевропейской философии в эпоху Возрождения
Страница 4

Парацельс (1493-1541), врач, ученый, чье имя было окружено легендами (его личность, возможно, была одним из прототипов Фауста), имел магико-мистическое мировоззрение. Этот ученый стремился связать натурфилософию и опытные знания. Он считал, что всякая реальность имеет свою активную духовную жизненную силу, в которой содержится ключ к природе: кто ее познает, тот обретет способ воздействовать на природу и преобразовывать ее. Характерной чертой учения Парацельса стал культ неутомимой творческой активности человека в постижении тайн природы по принципу “мочь, знать, уметь”. Одухотворяя природу, приписывая ей антропные свойства, он подчеркивал взаимозависимость всех вещей, единство мироздания, соответствие между макрокосмом и человеком.

Одну из самых радикальных и последовательных пантеистических систем эпохи Возрождения создал Д. Бруно (1548-1600), убежденный сторонник Коперника. Основные философские сочинения: «О причине, начале, едином» (1584), «О бесконечности, вселенной и мирах» (1584).

В основе его теории лежали суждения о Едином и беспредельной Вселенной, не имеющей центра. Она не сотворена, не может исчезнуть - существует вечно. Миры множественны. Важные части его учения – идеи о диалектическом совпадении противоречий в единстве Вселенной и о материи как активном, творческом начале, условием существования которого является время и пространство. Бруно выдвинул учение о монадах – неделимых частицах, атомах, из которых состоит материя. Каждый атом есть бог, он заключен во всех вещах, разлит во всей природе. Способность материи-бога к движению Бруно назвал “душой мира”, считая космос живым. В бесконечном его многообразии происходит вечное и непрерывное движение, приводящее к постоянным изменениям, перемещениям “душ” погибающих и вновь возникающих вещей. Пантеизм Бруно заключался в том, что Вселенная, природа и бог у него совпадали. Бруно – решительный враг церкви, христианства. Он полагал, что вера несовместима с разумом. Однако он признавал необходимость религии для наставления невежественных народов. Воззрения Бруно были осуждены церковью, в 1600 он был сожжен в Риме.

Социально-политическое направление. Поворот ренессансной культуры к человеку и к его культуре, освобождавшейся от теологии, привел к формированию новых социальных и политических теорий на иных, чем в средние века, основаниях. Вместо христианских предпосылок стали использовать идеи естественной природы человека, его земных интересов и потребностей. Задачей социальных теорий было обоснование абсолютистского, централизованного государства, которое было бы способно преодолеть внутреннюю разобщенность общества, защитить национальную суверенность против католического универсализма в эпоху пробуждения европейских наций. Наибольшее внимание оказывалось идее государственного абсолютизма. Потребность в сильном государстве, которое политически объединило бы Италию, раздробленную на соперничающие друг с другом республики, выразил государственный деятель из Флоренции, историк, поэт Николо Макиавелли (1469-1527). Основные философские сочинения: “Государь”, “История Флоренции”.

Произведения Макиавелли – это теоретические исследования, цель которых – обосновать идею общего блага - возможность создания сильного государства, способного отразить натиск чужеземцев. Макиавелли был противником аристократии, мелко державных князей, католической церкви и папства, эгоистическая политика которых ослабляла, по его мнению, страну. Придавая большое значение религии в нравственном воспитании людей, он отмечал, что она – порождение человеческого ума и создана в интересах государства. Он стремился освободить политику из-под власти христианской морали, подчиняя религию политике Созданный им образ всемогущего государя, сочетал в себе идеальные черты (служение отечеству, долгу, всеобщему благу, духовная мощь) с реальными чертами тирана. К великой цели – созданию прочного государства – правитель, согласно Макиавелли, идет, избирая “человеческий путь”, путь добродетели. Но в случае необходимости, ради общего блага, он может пренебречь законами нравственности, свернуть на “звериную тропу”, быть жестоким, хитрым и коварным. Макиавелли был противником деспотизма, его государь действует в интересах общества, опираясь на средние слои народа. Книги Макиавелли вызвали гнев феодальных кругов, они были внесены в Индекс запрещенных книг и подлежали уничтожению.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...