Концепции развития общества в истории философии
Материалы / Концепции развития общества в истории философии
Страница 4

Еще один важный вывод, сделанный Марксом – это вывод о том, что законы общества носят объективный характер и выражают существенные, повторяющиеся черты развития практики, и прежде всего материального производства. По словам Энгельса, гениальность Маркса состояла в том, что ему впервые удалось заметить повторяемость в истории и представить последнюю как закономерный процесс смены одной общественно-экономической фармации другой, более совершенной, осуществляющейся на основе роста производительных сил и совершенствования производительных отношений.

Таким образом, К.Маркс явился основоположником формационного подхода к анализу общества и его истории.

Он утверждал, что общественно- экономическая формация служит основанием для типизации социальных организмов. Маркс рассматривал общественно-экономическую фармацию как тип общества, находящийся на определенной ступени своего исторического развития, на основе которого лежит способ производства. Способ производства – это исторически конкретная ступень его развития, представляющая единство производительных сил и производственных отношений.

Упразднение частной собственности есть упразднение всякого рода отчуждения человека от человека, возвращение человека из религии, семьи, государства к своему человеческому – общественному бытию. Как же возможно преодоление отчуждения и возвращение человека и человеческих отношений к самим себе? Это достижимо, по Марксу, путем уничтожения института частной собственности и отчуждения труда, являющихся подлинными основами всех других форм отчуждения. Такая возможность становится исторической необходимостью вместе с образованием нового класса, «скованного радикальными цепями», класса, обреченного на жизнь, «которая представляет собой полную утрату человека и, следовательно, может возродить себя лишь путем полного возрождения человека. Этот результат разложения общества, как особое сословие, есть пролетариат». Революционное движение пролетариев – пролог нового общества. Историческая миссия этого класса – уничтожение капитализма и построение бесклассового коммунистического общества. «Такой коммунизм . есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное решение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом. Он – решение загадки истории, и он знает, что он есть это решение». Стихийно складывающееся коммунистическое движение, ставящее своей целью уничтожение буржуазной частной собственности, Маркс рассматривает как действенно-историческое выражение той же задачи, к которой он пришел в результате собственной философской эволюции.

Задание №3

Философские вопросы о смысле жизни, о любви, о свободе и необходимости, об истине и мудрости волнуют человека до сих пор. В этом задании вам предлагается попытаться дать свои ответы на вечные вопросы, которые ставит философия.

1). Человек – самое таинственное создание. Какова цель человеческого существования? В чем состоит задача или смысл человеческой жизни?

2). Русский философ М.Бакунин писал: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». Как Вы понимаете данное выражение? Согласны ли Вы с этой точкой зрения? Обоснуйте свой ответ.

Ответ №3

1.

Есть ли в нашей жизни вообще какой-нибудь смысл?

В.С. Соловьев

Жизнь – это хаос, лишенный смысла и не имеющий цели.

Ф. Ницше

Смысл жизни человека – это философские размышления о цели и предназначенности такого дара человеку, как жизнь.

Понятие жизни представляется человеку сначала самым простым и понятным. Прежде всего, человеку кажется, что жизнь в нем, в его теле, Я живу, стало быть, жизнь в моем теле. Но как только человек начинает искать жизнь в своем теле, оказывается, что это не так. Потому, что жизни нет в ногтях и волосах, нет в ноге и в руке, которые можно даже ампутировать, нет ни в сердце, ни в мозгу. Человеческий организм уникален по своей природе, homo sapiens – человек разумный, возможно и есть высшая ступень эволюции. «Человек – часть природы, а не что-то ей противоположное» - писал Б.Рассел. А Эразм Роттердамский утверждал: « Человек – это некое странное животное, состоящее из двух или трех чрезвычайно разных частей: из души (anima) – как бы некоего божества (numen) и тела – вроде бессловесной скотины. Жизнь есть везде, и, нигде ее нет. Но как, же тогда найти эту самую жизнь, да еще и докопаться до ее смысла?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...