Концепции развития общества в истории философии
Материалы / Концепции развития общества в истории философии
Страница 1

Задание №1

Как Вы можете объяснить утверждение некоторых философов, что вопросы, которые ставит философия, вечны, а ответы - преходящи.

Попробуйте сформулировать свои аргументы, опираясь на историю развития философии.

Проанализируйте, как рассматривается проблема развития общества в истории философии.

Ответ №1

1. Существует много подходов к пониманию того, что такое история мировой философии. Мне кажется, что, по крайней мере, два из них заслуживают нашего пристального внимания

С одной стороны, история философии рассматривается как единый, однолинейный, кумулятивный процесс, наподобие истории науки – знания постепенно накапливаются в ходе человеческой истории, и каждый мыслитель, каждая философская школа добавляют свою крупицу в общую сокровищницу философской мысли.

Поэтому считается, что философ XX или XIX века знает, гораздо больше и мыслит несравненно глубже, чем мыслитель Античности, ведь он овладел всеми идеями и концепциями, что были до него, он, образно говоря, стоит на плечах своих предшественников. Действительно, то, что знал античный мудрец Эпикур, знают миллионы современных студентов. Но, то, что знал в свое время Эпикур, знал только он один, и в этом смысле его знания в миллион раз ценнее.

С другой стороны, многие философы не признавали кумулятивного характера философии. Основные философские вопросы, сформулированные И. Кантом, звучат так: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек?». На все эти вопросы нет, не было и наверно не будет однозначных и точных ответов. Большинство философских положений не доказываются опытом и из опыта не вытекают. Так, нельзя доказать опытным путем, что жизнь и разум возникли из развивающейся природы, нельзя так же доказать, что Бог есть основа мира, что человеческая свобода с необходимостью вытекает из человеческой природы ит.д. Человеку было бы намного проще жить, если бы самые главные вопросы его существования могли быть однажды доказаны – раз и навсегда. Как каждый человек, поскольку он мыслит, так и каждая эпоха должны для себя найти ответы на эти вопросы. Вряд ли можно утверждать, что мы более умные, более совестливые, чем наши предки, что мы лучше знаем, как нужно достойно жить, чем это знал Сократ. Нельзя утверждать то, что Шекспир более глубок и значим, чем древнегреческий поэт Архилох, точно также нельзя сказать, что Гегель умнее и значительнее, чем Аристотель, живший на много веков раньше.

Философия – древнейшая наука, и в то же время она всегда молодая, потому что знания и идеи, выдвинутые мыслителями, никогда не устаревают.

Сейчас люди стали бы смеяться над утверждениями древних физиков, о том, что тяжелые тела падают вниз, а легкие взлетают вверх, но никто не будет смеяться над философскими идеями Сократа и его главным выводом, о том, что высшая человеческая мудрость – знать, что ты ничего не знаешь. Или над высказыванием Диогена, что людей много, а человека найти среди них очень трудно, - хотя и Сократ, и Диоген жили более двух тысячелетий назад.

К примеру, современная физика далеко ушла вперед в сравнении с Античностью. Древнегреческая наука утверждала, что все вещи состоят из огня, воды воздуха и земли, она искала различные сочетания этих стихий. Сегодняшняя физическая наука включает в себя более тридцати дисциплин, чтобы стань специалистом в одной из них, надо потратить половину жизни. А философия, как в древности, так и сейчас бьется, над одними и теми же вопросами, сформулированными И. Кантом.

Поэтому вторая точка зрения кажется мне предпочтительней – философия не кумулятивный процесс накопления знаний, а отражение вечных попыток человека познать самого себя: свои возможности, свои способности, свое место в окружающем мире, смысл своего существования. Каждая философия вырастает из своеобразия культуры, на почве которой формируется. Если в области точных наук существует представление о некоем прогрессе знания, обо все более точном и полном приближении к действительности, то относительно философии нельзя говорить о простом устранении заблуждений в процессе смены более ранних стадий развития более поздними, ибо каждая эпоха с ее различными теориями совершенно по-новому подходит к изучению одного и того же предмета и постигает его в новом аспекте. Каждая философия есть концентрированное выражение своего времени – «эпоха, схваченная в мысли» - Гегель.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...