Концепции развития общества в истории философии
Материалы / Концепции развития общества в истории философии
Страница 3

Ответ №2

1. Философия истории изучает предельные основания бытия общества в его динамике. Ее интересует, что такое история, каковы ее движущие силы, смысл и цель истории, роль личности и всего общества в истории. Философия истории рассматривает следующие проблемы и вопросы:

1. Как возможно познание прошлого?

2. Можно ли говорить о единой всемирной истории?

3. Куда направлен исторический процесс?

4. Имеет ли история народов общий, единый смысл?

5. Будет ли завершение или конец истории?

6. Какова роль личности в истории?

История (с греч. - рассказ о прошлом) – это философская категория, обозначающая процесс человеческого бытия, связь и смену поколений, передачу и наращивание опыта человечества.

Этот процесс – связь прошлого, настоящего и будущего.

Гегель рассмотрел историю как разумный процесс развития духа во времени, как «процесс в сознании свободы». Свобода же не есть произвол индивида – индивиды являются орудиями в руках мирового духа и следуют его целям, даже если не осознают этого, в чем состоит «хитрость мирового разума». История философии предстала как процесс движения к вечной абсолютной истине. Все философские системы прошлого выступали этапами данного процесса и выражали те или иные аспекты истины, их последовательность была не случайной, а разумной и необходимой.

Эсхатология – религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде. В основе эсхатологии лежат древние представления о наличии в природе скрытых действующих сил, борьбе доброго и злого начал, о загробном наказании грешников и награде праведникам. В развитой форме идеи эсхатологии встречаются в христианстве (Апокалипсис) и иудаизме. Эсхатологические настроения распространялись особенно широко во время социальных и политических кризисов (Иудея – I в. н.э., Германия – XV-XVI вв., Англия – XVI – XVII вв., Россия- конец XVII и начало XVIII в.).

Эсхатология широко используется церковниками и сектантами и в настоящее время. Для подкрепления эсхатологии современные богословы фальсифицируют данные естествознания.

Общество – это совместное бытие людей. Отношения, устанавливающиеся между людьми в процессе их совместной практической и духовной деятельности. Производство материальных благ, составляет основу существования и развития человеческого общества. Поэтому, из всех общественных отношений, важнейшими являются производственные, экономические. Понимание зависимости всех общественных отношений от производственных, впервые позволило научно объяснить закономерности исторического развития общества.

2. Исторический процесс в материалистической концепции К. Маркса

Карл Маркс (1818 – 1883) – родоначальник одного из самых влиятельных течений мирового социализма, определившего в значительной степени общий ход мировой истории на протяжении полутора веков.

К. Маркс и Ф. Энгельс разработали принципиально новый взгляд на общество и его историю на основе синтеза двух мировоззренческо методологических принципов: материализма и диалектики. Разработанная ими новая теория общества получила название исторический материализм, иногда ее называют экономическим детерминизмом. Исходя из первичности практической деятельности людей, Маркс подчеркивал, что общественное бытие людей первично, а их сознание вторично. Именно в этом подходе. Прежде всего, и проявляется отличительная черта марксистской социальной философии, состоящая в распространении материализма как мировоззренческой парадигмы на область социальных явлений.

Анализируя исторический процесс с позиций материализма, Маркс, приходит к выводу, что определяющую роль в истории играет материальная жизнь людей, и в первую очередь, производство материальных благ, те экономические отношения, в которые необходимо вступают люди помимо своей воли и сознания. При этом марксизм не умаляет роли личностей в истории, значимости их идей, интересов, побудительных мотивов их деятельности, но считает, что явления сознания, духовной деятельности могут быть объяснены лишь из материальных условий жизни людей. Не сознание людей определяет бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание (помыслы, чувства, мотивы, интересы) – главный вывод марксизма.

Маркс дал следующую формулировку материалистического понимания истории: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли, не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производственных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...