Концепции развития общества в истории философии
Материалы / Концепции развития общества в истории философии
Страница 3

Ответ №2

1. Философия истории изучает предельные основания бытия общества в его динамике. Ее интересует, что такое история, каковы ее движущие силы, смысл и цель истории, роль личности и всего общества в истории. Философия истории рассматривает следующие проблемы и вопросы:

1. Как возможно познание прошлого?

2. Можно ли говорить о единой всемирной истории?

3. Куда направлен исторический процесс?

4. Имеет ли история народов общий, единый смысл?

5. Будет ли завершение или конец истории?

6. Какова роль личности в истории?

История (с греч. - рассказ о прошлом) – это философская категория, обозначающая процесс человеческого бытия, связь и смену поколений, передачу и наращивание опыта человечества.

Этот процесс – связь прошлого, настоящего и будущего.

Гегель рассмотрел историю как разумный процесс развития духа во времени, как «процесс в сознании свободы». Свобода же не есть произвол индивида – индивиды являются орудиями в руках мирового духа и следуют его целям, даже если не осознают этого, в чем состоит «хитрость мирового разума». История философии предстала как процесс движения к вечной абсолютной истине. Все философские системы прошлого выступали этапами данного процесса и выражали те или иные аспекты истины, их последовательность была не случайной, а разумной и необходимой.

Эсхатология – религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде. В основе эсхатологии лежат древние представления о наличии в природе скрытых действующих сил, борьбе доброго и злого начал, о загробном наказании грешников и награде праведникам. В развитой форме идеи эсхатологии встречаются в христианстве (Апокалипсис) и иудаизме. Эсхатологические настроения распространялись особенно широко во время социальных и политических кризисов (Иудея – I в. н.э., Германия – XV-XVI вв., Англия – XVI – XVII вв., Россия- конец XVII и начало XVIII в.).

Эсхатология широко используется церковниками и сектантами и в настоящее время. Для подкрепления эсхатологии современные богословы фальсифицируют данные естествознания.

Общество – это совместное бытие людей. Отношения, устанавливающиеся между людьми в процессе их совместной практической и духовной деятельности. Производство материальных благ, составляет основу существования и развития человеческого общества. Поэтому, из всех общественных отношений, важнейшими являются производственные, экономические. Понимание зависимости всех общественных отношений от производственных, впервые позволило научно объяснить закономерности исторического развития общества.

2. Исторический процесс в материалистической концепции К. Маркса

Карл Маркс (1818 – 1883) – родоначальник одного из самых влиятельных течений мирового социализма, определившего в значительной степени общий ход мировой истории на протяжении полутора веков.

К. Маркс и Ф. Энгельс разработали принципиально новый взгляд на общество и его историю на основе синтеза двух мировоззренческо методологических принципов: материализма и диалектики. Разработанная ими новая теория общества получила название исторический материализм, иногда ее называют экономическим детерминизмом. Исходя из первичности практической деятельности людей, Маркс подчеркивал, что общественное бытие людей первично, а их сознание вторично. Именно в этом подходе. Прежде всего, и проявляется отличительная черта марксистской социальной философии, состоящая в распространении материализма как мировоззренческой парадигмы на область социальных явлений.

Анализируя исторический процесс с позиций материализма, Маркс, приходит к выводу, что определяющую роль в истории играет материальная жизнь людей, и в первую очередь, производство материальных благ, те экономические отношения, в которые необходимо вступают люди помимо своей воли и сознания. При этом марксизм не умаляет роли личностей в истории, значимости их идей, интересов, побудительных мотивов их деятельности, но считает, что явления сознания, духовной деятельности могут быть объяснены лишь из материальных условий жизни людей. Не сознание людей определяет бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание (помыслы, чувства, мотивы, интересы) – главный вывод марксизма.

Маркс дал следующую формулировку материалистического понимания истории: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли, не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производственных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...