Место идеала социальной справедливости в идеологии белорусского государства
Материалы / Мировоззренческо-философские основы идеологии современного белорусского государства / Место идеала социальной справедливости в идеологии белорусского государства
Страница 4

Все эти поразительные цифры свидетельствуют о том, что политика развития усилила не только социальную, но и глобальную несправедливость.

Однако и в конце XX в. положение не стало лучше. В документе копенгагенского Всемирного саммита за социальное развитие мы читаем те же фразы: "а) во многих обществах, как в развитых, так и в развивающихся странах, разрыв между богатыми и бедными возрос. Кроме того, несмотря на то, что некоторые развивающиеся страны растут очень быстро, разрыв между развитыми и многими из развивающихся стран, особенно наименее развитыми, возрос; б) свыше одного миллиарда людей в мире живут в унизительной бедности; большая часть их остаются голодными каждый день.

Значительная доля населения, большинство которой составляют женщины, имеют лишь крайне ограниченный доступ к доходам, ресурсам, образованию, медицинской помощи и здоровому питанию, особенно в Африке и в наименее развитых странах" (Проект Декларации Копенгагенского саммита, § 16). В 2000 г. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан заявил: "Почти половина населения мира все еще вынуждена существовать менее чем на 2 доллара в день. И около 1,2 миллиарда человек . имеют менее 1 доллара в день".

Эти и многие другие официальные заявления свидетельствуют о том, что развитие, принятое как наиболее подходящий и многообещающий путь современной цивилизации, т.е. как тот путь, которым надо следовать, чтобы ликвидировать социальную несправедливость и избавиться от бедности, иными словами, развитие как главная цель политики нации, основанное на "иностранной помощи", или "помощи развитию" бедным странам со стороны богатых, привело к результатам, противоположным тем, которых ожидали его сторонники. Позволяя немногим жить на "островах современности", вместе с быстрым ростом населения в этих странах оно увеличило число тех, кто лишен возможности удовлетворить даже свои базовые потребности.

В последнее время среди других путей, предлагаемых для выхода из нынешнего тупика бедности и ведущих, как ожидается, к социальному развитию, в первую очередь называют рыночную экономику - "новый экономический порядок" и др.

Свободный рынок может функционировать в экономических отношениях между странами, находящимися на более или менее одинаковых уровнях экономического развития. В экономических отношениях между развитыми и развивающимися странами он чаще всего является несвободным, т.е. помощь для развивающихся стран нередко сводится лишь к тому, чтобы они могли выплачивать развитым странам проценты по выделяемым займам.

В этой связи все большее признание находит идея о том, что для ликвидации социальной несправедливости необходима помощь богатых стран в другой форме, чем она осуществлялась до нынешнего времени и осуществляется сейчас. Становится очевидной необходимость смены основных целей политики международного сообщества, объявление приоритетной задачи защиты ясно понимаемых прав человека. Выдвижение этой цели означало бы увеличение степени защищенности определенных основных прав (на пропитание, здоровье, образование и т.д.) странам, принимающим меры, необходимые для ликвидации социальной несправедливости, и, например, увеличивающим число школ, в которых каждый ребенок имеет возможность учиться.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...