Место идеала социальной справедливости в идеологии белорусского государства
Материалы / Мировоззренческо-философские основы идеологии современного белорусского государства / Место идеала социальной справедливости в идеологии белорусского государства
Страница 2

В философии марксизма в качестве фундамента справедливости берется общественная собственность, а сама справедливость определяется общественно полезной деятельностью человека. В немарксистской философии XIX в. справедливость чаще всего отождествлялась с каким-то видом равенства. В этом отношении необходимыми аспектами социальной справедливости остаются, например, равные права людей на жизнь, труд, свободу и т.д., зафиксированные в XX в. во Всеобщей декларации прав человека, и воздаяние (конкретное распределение различных благ, наказания за преступления в соответствии с принципами и законами общества).

Таким образом, в идее социальной справедливости действительно сконцентрированы почти все общечеловеческие ценности нашего времени, а вопрос о справедливости является центральным философско-мировоззренческим вопросом, причем вопросом коренным, определяющим отношения и действия как больших масс людей, корпораций, политических партий, движений, так и государства, следовательно, в том числе и белорусского государства.

Проиллюстрируем некоторые базовые отношения социальной справедливости (несправедливости).

В стране, где одна часть граждан живет на виллах или в квартирах с кондиционированным воздухом, а другая часть - в хижинах или глинобитных домах, господствует социальная несправедливость. Везде, где одних детей возят в школу на "кадиллаках", в то время как другие дети того же возраста вынуждены заниматься непосильным трудом, чтобы обеспечить себе пропитание, тоже господствует социальная несправедливость. Там, где одни женщины могут позволить себе купить сразу три меховых пальто, потому что все три им одинаково нравятся, и они никак не могут решить, какое лучше, а в то же время другие, чтобы выжить, соглашаются быть проданными, мы снова встречаемся с социальной несправедливостью.

Если в одних странах биологически или физиологически искалеченным детям дают возможность жить, применяя для этого все имеющиеся средства, в то время как в других сотни детей могут умирать от кори из-за отсутствия медицинской помощи; если в одних странах вечером домашних собачек вывозят погулять в детских колясках, в то время как в других некоторым детям приходится рыться на помойке в поисках еды, это означает, что там господствует несправедливость.

В современном мире можно выделить две формы, или два уровня, социальной справедливости: уровень государства (национальный) и глобальный уровень. На национальном уровне формируются требования, относящиеся к общим предварительным условиям, необходимым для того, чтобы предоставить каждой личности возможность развивать свои способности. К этой категории принадлежат такие права, как право на уровень жизни, достаточный для обеспечения здоровья, право на образование, право на труд и т.п. Защищать их можно посредством прав, которые дает людям государство, т.е. посредством социальных и экономических прав и государственных или общественных институтов, основываемых преимущественно, хотя и не всегда, благодаря политическим решениям. Это права, которые даются государствами личностям в данной стране; они очерчивают определенные сферы, в которых граждане данной страны могут действовать как хотят, и государство требует, чтобы никто из граждан не переступал пределы или границы этих сфер. Это права, пределы которых определяются и должны определяться в разных странах по-разному, но это права, в отношении которых все (затрагиваемые ими) граждане в каждой стране равны. К этим правам относится, например, определение минимальной зарплаты или минимального трудового стажа, требуемого для получения пенсии.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...