Место идеала социальной справедливости в идеологии белорусского государства
Материалы / Мировоззренческо-философские основы идеологии современного белорусского государства / Место идеала социальной справедливости в идеологии белорусского государства
Страница 3

Таким образом, социальная справедливость на государственном уровне представляет собой положение вещей, касающееся следующих моментов: а) каковы права человека, т.е. как регулируются законом социальные и экономические отношения в данной стране, а также как действуют соответствующие законы; б) создаются или не создаются и как функционируют некоторые общественные институты в существующих условиях.

Вопрос о социальной несправедливости в его отношении к основным правам на национальном уровне может рассматриваться с двух основных точек зрения: личности и государства. Первая дает нам возможность осознать, какого рода положением вещей является социальная несправедливость, а вторая - понять, как она возникает сегодня во многих странах.

Что касается личности, то социальная несправедливость - это не такое положение вещей, при котором основные права вообще не защищаются, а такое, при котором эти права защищаются не для всех заинтересованных личностей в данной стране; такое положение, при котором возможности защиты тех прав, в отношении которых все люди равны, но которые могут быть обеспечены только государством, не предоставляются одинаково, т.е. в равной мере, всем гражданам. С этой точки зрения социальная несправедливость является нравственной, этической ценностью.

В той мере, в какой речь идет о государстве, социальная несправедливость выступает как политическая ценность, т.е. ценность, связанная с устройством общественных отношений в широком смысле - с тем, например, как они устанавливаются и как функционируют, иными словами, как ценность, связанная с правами, которые даются или не даются, и с возможностями, предоставляемыми гражданам государством.

Социальная несправедливость на национальном уровне в ряде случаев представляет собой такое положение вещей, при котором возможности, предоставляемые людям государством, - права социальные (включая так называемые культурные права) и экономические, - либо не охраняют равным образом всех граждан, либо препятствуют их равной охране. В стране, в которой благодаря равному "распределению лишений" эти права всех граждан соблюдались бы одинаково, пусть даже и на низком уровне, не возникало бы вопроса о социальной несправедливости на национальном уровне.

Государственный уровень социальной справедливости связан с глобальным. Идея социальной справедливости на глобальном уровне в общем виде в XX в. была сформулирована в Уставе Организации Объединенных Наций, принятом в 1945 г. В нем говорится: "Народы Объединенных Наций решили . добиваться социального прогресса и улучшения жизненных стандартов в условиях большей свободы, и для этих целей . использовать международные механизмы для обеспечения экономического и социального прогресса всех народов, решили объединять [свои] усилия для достижения этих целей". Для этого они выбрали развитие в качестве основной цели национальной и международной политики.

Однако в документе ЮНЕСКО, подготовленном в 1982 г. (Проект среднесрочного плана на 1984-1989 гг., § 19), мы читаем следующее: "В третьем мире многочисленное население зачастую не пользуется никакими преимуществами прогресса, так что города - во многих случаях и, по крайней мере, в том, что касается некоторых категорий [населения] - подобны островам современности, отрезанным от материка". И далее: "В 1979 г. всего четыре промышленно развитые страны давали свыше половины мирового валового продукта, а в 1980 г., в то время как среднее производство на душу населения в странах с промышленно развитой рыночной экономикой составляло 10 660 долларов, в так называемых странах с низкими доходами оно составляло всего 250 долларов, или в 42 раза меньше". "По имеющимся оценкам, 1 300 миллионов людей лишены доступа к питьевой воде".

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...