Место идеала социальной справедливости в идеологии белорусского государства
Материалы / Мировоззренческо-философские основы идеологии современного белорусского государства / Место идеала социальной справедливости в идеологии белорусского государства
Страница 1

Понятие о должном - центральное во всякой идеологии. В представлениях о том, как должен быть устроен социальный мир, на переднем плане находится требование справедливости,

т.е. соответствия между реальной значимостью различных индивидов, социальных групп, государств и их статусом в общественной иерархии, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т.п. Несоответствие в этих соотношениях обычно оценивается как несправедливость.

Уже древнегреческие философы Платон и Аристотель прекрасно понимали, что если в государстве люди не согласны друг с другом относительно того, что такое справедливость, то никакая политика в этом государстве невозможна, да и само государство как главный институт политической жизни общества оказывается невозможным.

Стремление к справедливости - вечное стремление человечества, а вопрос о том, что такое справедливость, выступает как вечный вопрос мировоззрения вообще и философии в особенности. Этот вопрос становится все более важным и значительным по мере того, как количественно и качественно растет население земного шара. И все более острым он становится в современном глобальном мире. Сегодня мы не можем не констатировать рост числа тех, кто не только стремится к справедливости, но и желает ее. Отчаявшись ее получить, народ берется за оружие, которым уничтожает других людей, а иногда и себя. По крайней мере, нельзя не заметить, что рост терроризма характерен для нескольких последних десятилетий при том, что в это же самое время основным вопросом в повестке дня международного сообщества был вопрос о мире и развитии - экономическом, социальном и культурном.

Еще древнеримские юристы исходили из принципа Jus est ars boni et aequi (право есть искусство добра и справедливости), создавая тем самым базу для вывода о неотличимости лишенного нравственных начал государства от банды разбойников. С этой точки зрения право - нормативно закрепленное представление о социальной справедливости. Однако справедливость - не только основа права. Одна из первых концепций социальной справедливости, принадлежащая Платону, трактует ее как высшую добродетель

правильного отношения к людям. Осуществить справедливость, по мнению Платона, - значит "отдать каждому должное", соблюдая при этом строго сословный порядок, который устанавливается волей богов. По мнению Аристотеля, социальная справедливость - соразмерность, середина между крайностями (заметим, что понятия уравнительной и распределительной справедливости введены в оборот Аристотелем). В средневековой христианской этике социальная справедливость определяется как равенство всех перед Богом.

В Новое время справедливость уже рассматривается как равенство прав, или равенство возможностей перед законом. По мнению Канта, справедливый государственный строй характеризуется как "строй, основанный на наибольшей человеческой свободе согласно законам, благодаря которым свобода каждого совместима со свободой всех остальных".

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...