Диалектика необходимости и случайности
Страница 2

Это означает, что необходимость следует искать в массе случайных явлений, случайность нужно рассматривать также как сторону всякой необходимости. Для этого, помимо общих материалистических деклараций об объективности и универсальности причинности, требуется внимательный и всесторонний анализ того теоретического и эмпирического материала, который предлагала развивающаяся наука XX в.

Признание строгой соотносительности категорий необходимости и случайности требует рассмотрения необходимости как степени зависимости одного явления (предмета, события, процесса) от другого. Случайность определяется также не иначе как на фоне необходимости, а именно как степень независимости одного явления от другого.

Вслед за этими философскими дефинициями наступает черед специалиста, который и должен определить эту степень в каждом конкретном исследовании. Однако это всегда определяется тем, насколько важно нам это «каждое конкретное исследование». Если дело в разбитой тарелке, едва ли кто-то вспомнит о всемирном тяготении, в силу которого ее падение на пол было «необходимым». Оправдываться можно тем, что это произошло «нечаянно», т.е. неожиданно, случайно. Если же речь идет, скажем, о большом метеорите, который может врезаться в Землю, то вовсе не лишне выяснить степень зависимости его траектории от множества факторов, которые представляются случайными, но так или иначе могут повлиять на возможность встречи метеорита с нашей планетой.

Диалектически мыслящий ученый в то же время исследует объективную картину действительности в значительной степени в зависимости от ее восприятия, понимания, истолкования, от накопленного им практического опыта и теоретического багажа и многих других качеств, которые подлежат не менее тщательному рассмотрению и анализу, чем сама эта объективная действительность. Сложность всего понятийного, экспериментального и другого используемого при этом материала требует участия в изучении методологии научных (и ненаучных) объяснений и предсказаний представителей не только различных наук, по и различных философских школ и направлений материализма и идеализма, детерминизма и индетерминизма, индуктивизма и логицизма и т.д.

То, что не зависит от некоторого набора обстоятельств и рассматривается в этом «контексте» как случайное, может определяться другим рядом внешних или внутренних причин и в данном отношении выступать как необходимое явление. Так, падение метеорита, которое мы считаем случайным событием по отношению к нашей земной обители, разумеется, зависит от неких космических сил, направляющих траекторию его движения. Таким образом, нет ни одного явления, которое в системе всемирных связей и зависимостей можно было бы назвать «чисто необходимым» или «чисто случайным». Вопрос, стало быть, всегда в степени зависимости одного события от другого или, выражаясь научным языком, в доле вероятности положительного результата по отношению к отрицательному.

Решение этих задач в научном познании предполагает использование как теоретических, так и экспериментальных, опытных средств. Едва ли можно указать какой-либо единственно возможный (индуктивный, дедуктивный или какой-либо иной) способ обоснования научного закона. Их множество. Однако суть их в том, чтобы, помимо универсальности, дать концептуальное выражение объективной необходимости и если это окажется возможным, то и количественную оценку в виде статистического, динамического закона и т.д.

Таким образом, само по себе наблюдение регулярного следования, даже если оно дает положительный результат, еще не может служить основанием для вывода о необходимой зависимости. Следует с помощью экспериментальных средств создать (или выбрать) такие условия научного исследования, при которых необходимая зависимость оказалась бы отделена от случайных, второстепенных факторов.

Прежде чем решить вопрос об универсальности той или иной зависимости, нужно выделить ее по возможности в «чистом» виде, показать ее необходимость, тем более что в реальном научном исследовании ученый сталкивается первоначально с весьма ограниченным рядом фактов, не дающим прочной основы для сколько-нибудь широкого обобщения Именно необходимость этой зависимости как раз и должен показать научный эксперимент. Таким образом, понятие решающего эксперимента относится не к проблеме доказательства универсальности и не к обоснованию научного закона в целом, а лишь к вопросу о его необходимом характере. Это, на наш взгляд, крайне важный момент, который не был понят ни логическим позитивизмом, ни представителями «критического рационализма», например К. Поппером.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...