Объяснение и понимание в познании мира политического
Материалы / Объяснение и понимание в познании мира политического
Страница 1

Важной составной частью политической философии является методология, представляющая собой определенный способ видения и организации исследования. Методология– система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Она включает систему аналитических методов и приемов, проверки и оценки, концептуального и идейного арсенала, в совокупности составляющих общий подход к решению стоящих перед данной наукой проблем. С методологией тесно связаны методы, которые включают процедуры и процессы, технические приемы и средства исследования, анализа проверки и оценки данных.

Метод– способ построения и обоснования системы знания, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Известный немецкий философ К. Ясперс не случайно настаивал на том, что всякая подлинная наука представляет собой знание, включающее знание о методах и границах этой науки. Методология включает правила и критерии интерпретации фактов, равно как и исследовательские планы, приемы сбора данных и т.п. Она тесно связана с теорией, которая, в свою очередь, является частью господствующей в данный период общественно-политической парадигмы.

До недавнего времени методология науки разрабатывалась почти исключительно как методология естественнонаучного познания. В своих исследованиях структуры и методов методологи еще и сейчас, как правило, ориентируются на математику, астрономию, физику, химию, короче, на математизированные естественнонаучные теории. Методами наук об обществе с XIX века отчасти занималась

герменевтика (герменевтика –

искусство и философская теория истолкования текстов), однако длительное время методология естествознания и герменевтика развивались параллельно, почти не оказывая никакого влияния друг на друга.

С точки зрения развития методологии изучения мира политического основополагающее значение имело то, что она сформировалась и утверждалась в русле рационалистической традиции. В целом над умами основоположников социальных и гуманитарных наук довлели модели универсальной рациональности и ньютоновского механистически-сциентистского видения мира, с четко очерченными законами и закономерностями, причинно-следственными детерминациями. Детерминизм –

философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Классическая матрица европейской культуры покоилась на таких принципах, как гуманизм, историзм, оптимизм, рационализм и объективность познания. Существовало убеждение, что в социальных и политических реальностях будут обнаружены законы и закономерности, которые по своей точности и определенности не будут уступать, например, законам физики. Показательно, что многие аспекты социальной и политической действительности стали описываться и анализироваться с помощью таких заимствованных из естественных наук понятий, как «прогресс», «эволюция», «организм», «порядок». Уже к концу XVIII – началу XIX века утвердилось убеждение в необходимости систематического эмпирического изучения политических феноменов исследования политики и помощью точных методов, способных установить непреложные естественно-исторические закономерности развития человеческого общества.

В русле этой традиции, собственно, и сформировалось позитивистское направление, основанное на убеждении в единообразии, повторяемости и исчисляемости элементов и компонентов, лежащих в основе политических феноменов. Позитивизм –философское направление, основанное на принципе, что все подлинное «позитивное» знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического соединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. Вехой в утверждении позитивистской методологии стала так называемая бихевиористская революция, развернувшаяся в социальных науках после второй мировой войны. Бихевиоризм –

направление в психологии и социальных науках, в основе которого лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов на воздействия внешней среды. В рамках бихевиоризма сформировались системный и сравнительный методы, сыгравшие немаловажную роль в разработке основополагающих проблем мира политического.

Позитивизм и сциентизм

в социальных и гуманитарных науках означали ориентацию на количественные и статистические методы исследования, на построение отвлеченных моделей, на использование методов естественных наук, особенно математики, на освобождение от ценностей, на объективность. Сциентизм –

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...