Конкретно-историческое содержание социальной справедливости и ценностная структура идеологии белорусского государства
Материалы / Мировоззренческо-философские основы идеологии современного белорусского государства / Конкретно-историческое содержание социальной справедливости и ценностная структура идеологии белорусского государства
Страница 4

Согласно теории Дж. Роулза, целью государства справедливости является поддержка наименее защищенных социальных слоев общества, реализация идеи равенства человеческих потребностей. Практически данная модель справедливости реализуется с помощью прогрессивной шкалы подоходного налога, разнообразных механизмов перераспределения доходов. Для того чтобы реализовать идеал справедливости, полагал Дж. Роулз, необходимо научиться совершенно беспристрастному и незаинтересованному отношению к людям. Справедливым, по его мысли, является такое действие или выбор, которые осуществляются "за завесой неведения", т.

е. тогда, когда принимающий решение человек не знает о том, чьи интересы затрагивает его решение. Одними из социальных следствий реализации данной модели справедливости могут быть рост умонастроений социального иждивенчества, паразитизма и т.п., дискриминация идеи о тесной связи справедливости и общественно полезной активности человека. Согласно теории другого американского философа Р. Нозика, идея справедливости должна быть ограничена в своем содержании только полем юриспруденции. Отождествив справедливость лишь с необходимостью соблюдения требования равенства по отношению к закону, трудно, однако, парировать напрашивающиеся упреки в том, что данная модель справедливости способствует закреплению социального неравенства людей, "позволяет", например, лишь тем из них стать миллионерами, у кого родители уже были миллионерами.

Идея социальной справедливости на самом деле, по-видимому, не укладывается в прокрустово ложе только одной из известных в наши дни шести базовых моделей. Однако это не исключает необходимости знания современных философских концепций справедливости, на чем в свое время настаивал Платон, призывавший к тому, чтобы любой управляющий обязательно был философом. Сегодня можно было бы сказать точнее: руководитель должен быть идеологом, а следовательно, и философом.

Идеал социальной справедливости в структуре идеологии белорусского государства, по-видимому, не может не быть соединением в одно целое рациональных, т.е. выдерживающих испытанием современной практикой элементов социалистического, либерального и консервативного, религиозного и философского понимания справедливости. В его содержании необходимо сохранить рациональное зерно старого христианского принципа: "Кто не работает, да тот пусть и не ест" как важнейшего принципа трудовой этики, нравственного стержня человека зарабатывающего.

В его структуре необходимо предусмотреть место и для старого социалистического понимания справедливости, выражавшегося принципом: "От каждого по способностям, каждому в соответствии с качеством и количеством его труда". И в наши дни соединение социального статуса человека с его трудовой активностью - важное условие сохранения социальной стабильности в республике, проведения народной государственной политики, эффективно блокирующей процессы обнищания широких масс и олигархизации их отдельных представителей. В идеале социальной справедливости свое место может найти и либеральная идеологическая установка на предприимчивость, инициативу, инновационный путь хозяйствования, которая раскрывает роль и значение заслуг человека как субъекта честного и созидающего труда.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...