Конкретно-историческое содержание социальной справедливости и ценностная структура идеологии белорусского государства
Материалы / Мировоззренческо-философские основы идеологии современного белорусского государства / Конкретно-историческое содержание социальной справедливости и ценностная структура идеологии белорусского государства
Страница 3

Таким образом, идеал и ценность социальной справедливости, прежде всего на уровне философии политики и права, уже заданы текстом Конституции. Эти идеал и ценность находятся в русле тенденций, характерных для прогрессивных течений современной мировой общественной мысли, не могут не соединять в себе прошлое и настоящее белорусской государственности.

Для более глубокого понимания содержания и смысла идеала социальной справедливости необходимо иметь в виду следующее. В Беларуси и России сильна, например, христианская традиция понимания справедливости, выражаемая требованием "Кто не работает, да тот пусть не ест!" Это, кроме того, означает, что в сознании значительной части солидарных с этим требованием людей существует устойчивая связь между ценностью работы и ценностями потребления.

Следовательно, ее разрушение, например, через задержки с выплатой заработной платы и т.п., не может не восприниматься людьми как несправедливость, которая дестабилизирует и проблематизирует саму возможность существования социума.

В свете центрального для идеологии современного белорусского государства, тесно связанного с христианскими, особенно православными, традициями, идеала социальной справедливости понимание мировоззренческой важности своевременной выплаты заработной платы является, очевидно, одним из критериев наличия у работников государственного аппарата не только управленческой компетенции, но и правильной идеологической ориентации. Как уже отмечалось, у нас носителям христианской традиции истолкования социальной справедливости приходится взаимодействовать с приверженцами советских и прозападных взглядов на справедливость. В СССР, как известно, наряду с практикой идеологического придания христианской идее справедливости правового статуса широко использовались его модификации и рационализации в духе коммунистической идеологии. Чаще всего советский принцип справедливости формулировался следующим образом: "От каждого по способности, каждому в соответствии с количеством и качеством его труда". Наряду с указанным выше пониманием справедливости в СССР практически реализовывались, например, и другие представления о ее сути, такие, как: "Каждому в соответствии с его статусом и рангом", "Каждому в соответствии с его заслугами". Эти представления о справедливости в 1980-1990-е годы, как известно, и вызывали на себя огонь перестроечной публицистики, который в свою очередь внес существенную лепту в дестабилизацию и трансформацию общественного устройства стран СНГ.

Опыт постсоветского общественного развития показал, что глубинной сутью поляризации общественного мнения в годы горбачевской перестройки были не предлагавшиеся разными социальными группами интерпретации идеи справедливости, а неумение наладить конструктивный диалог между разными социальными группами и, следовательно, моделями истолкования справедливости.

О том, что именно согласие (консенсус) людей относительно коммуникативного статуса идеи справедливости играет серьезную роль и в других современных социально-экономических контекстах, свидетельствует также обращение к современным западным философским теориям справедливости.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...