Личность в поисках смысла жизни
Материалы / Человек – существо социальное / Личность в поисках смысла жизни
Страница 2

Проблема смысла жизни и смерти — одна из главных проблем всякой религии. Религия помогает преодолеть страх смерти, обещая бессмертие на том свете. Но надо прожить жизнь так, как того требует воля Божья, чтобы заслужить вечное блаженство. Таким образом, жизнь обретает смысл, предопределенный Богом. Освящая именем Бога основополагающие принципы морали, религия утверждает, что соблюдение их в конечной земной жизни обеспечивает спасение души для бесконечного небесного существования. Безбожие представляется верующему как источник безнравственности («если Бога нет, то все позволено» — знаменитое изречение одного из героев Достоевского).

А вера в Бога — как нравственная опора для постижения смысла жизни.

Удерживая верующих от греха и наставляя их на «праведный путь», связывая смысл жизни со стремлением к добру (т. е. с выполнением «предначертаний Божьих») и борьбой против зла («козней дьявола»), религия на протяжении многих веков играет огромную роль в нравственном воспитании людей. Но с точки зрения религии высший смысл жизни выносится за ее рамки: жизнь оказывается лишь средством для достижения потусторонней по отношению к ней цели, лишь временным и преходящим этапом на пути к загробному миру. Страх смерти замещается в религии другим страхом — страхом возмездия за грехи.

Иной подход к поиску смысла жизни развивается в материалистической философии.

Материализм не страшится признать трагизм смерти, он не утешает нас никакими надеждами на спасение души в потустороннем мире. Уход человека из жизни — это ничем не восполнимая утрата: неповторимая, уникальная личность перестает существовать навсегда. Понимание собственной смерти как безвозвратного исчезновения из жизни плохо укладывается у нас в голове, мысль о ней всегда остается «недодуманной». Предчувствие смерти мучительно, сопровождающие его переживания разрушают безмятежную «радость бытия». Нельзя устранить трагизм смерти, смириться с нею. Но можно и должно относиться к смерти не как к нависшей над нами роковой угрозе, делающей всю нашу жизнь абсурдом и бессмыслицей, а как к непреложному, обязательному условию человеческого существования, — условию, которое надо учитывать, чтобы жить разумно и осмысленно. Бытие человека сочетает в себе и радости и страдания — таков закон мира, в котором мы живем. Переживания, связанные со смертью, — столь же необходимый элемент нашей жизни как и многое другое. При всей своей горечи такие переживания не должны доводить нас до отрицания ценностей жизни. Напротив, они заставляют нас дорожить каждым мгновением (бессмертные существа, очевидно, не имели бы в этом нужды). А сознание того, что смерть есть одинаковый удел всех людей, независимо от их отношения к жизни, не обессмысливает человеческое существование, а лишь подчеркивает общность наших конечных судеб, сближает и объединяет всех нас, способствует взаимопониманию, развитию чувств сострадания, сочувствия, солидарности.

С точки зрения материализма никакого данного свыше смысла и предназначения человеческая жизнь не имеет.

Смысл жизни личности не есть нечто такое, что существует объективно, вне сознания этой личности. Он — не секрет, который природой или Богом сочинен и где-то как-то спрятан от человека. Никто «со стороны» не может вам указать, где и в чем заложен смысл вашей жизни. По той простой причине, что помимо вас он никем и ничем никуда не закладывался. И никто не в состоянии вашей жизни «приписать», «придать» или «навязать» смысл, о котором вы ничего не знаете. Отсюда следует, что каждый должен самостоятельно искать для себя смысл своей жизни, и никому другому поручить это дело нельзя. «Смысл нельзя дать, его нужно найти».

Смысл свои! жизни невозможно «вычитать» и взять в готовом виде из религиозных проповедей или философских книг (хотя, конечно, знакомство с ними может помочь человеку понять себя, свои жизненные планы и цели). Ибо какие бы мудрые мысли там ни содержались, они высказываются безотносительно к данной конкретной личности и ее конкретной жизненной ситуации. Но жизнь каждого человека уникальна, и потому «нет такой вещи, как универсальный смысл жизни». По замечанию В. Франкла, искать самое лучшее и общее для всех людей определение смысла жизни — это все равно что пытаться найти ответ на вопрос: «Каков самый хороший ход в шахматах?»

Смысл жизни индивидуален:

он существует для индивида и у каждого индивида свой.

Смысл жизни субъективен:

его нет, пока субъект сам не установит его.

Смысл жизни не дается человеку помимо его воли, а создается

человеком благодаря его собственным усилиям. «Найти» смысл жизни — это задача, которая не сводится к тому, чтобы «отыскать» или «открыть» некое ее предназначение. Суть здесь в том, чтобы сделать

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...