Античная философия
Страница 3

В отличие от Платона, Аристотель (384–322 гг. до н.э.) считал, что материальный мир всегда существовал и будет существовать. Правда, пассивная материя сосуществует с активной формой, которая ее организует. Например, медный шар – это единство вещества – меди и формы – шаровидности. В теории познания исходный пункт – сосуществование независимой от субъекта объективной действительности. Источником познания является чувственный опыт, но и логика необходима для познания. Космология Аристотеля – геоцентрическая. Земля имеет шаровидную форму, вокруг нее движутся Солнце, Луна, планеты и звезды, источником движения является бог – перводвигатель.

По Аристотелю человек есть общественное существо, наделенное разумом. В осуществлении власти и управления в государстве философ выделяет три положительных формы – монархия, аристократия и полития (власть среднего класса) и три отрицательные формы – тирания, олигархия и демократия в ее крайнем виде.

Примерно в этот период известность имела школа киников – Антисфен (450–360 гг. до н.э.). Диоген (400–325 гг. до н.э.) и др. они проповедовали опрощение жизни, приближение к природе, говорили, что философ должен быть нагим и свободным. В отличие от них школа киренаиков – Аристипп и др. воспевали роскошную жизнь, отождествляли счастье с чувственными наслаждениями.

В греческой и римской философии развивалось и такое учение как стоицизм. Согласно стоикам мир – одушевленное сферическое тело, где только тела реально существуют, а время – нет. Душа человеческая есть часть мировой души. Этический идеал стоиков – мудрец, достигший добродетели и бесстрастия и не зависящий от внешних обстоятельств. В римской философии виднейшими стоиками были Сенека (4–65 гг. н.э.) и Марк Аврелий (121–180 гг. н.э.). Развивался в римской философии и атомизм, выдающимся представителем которого был Лукреций Кар (ок. 99–55 гг. до н.э.), автор сочинения «О природе вещей». В первые века новой эры распространение в Египте, Александрии, Риме, Афинах получил и неоплатонизм имевший немало общих черт с идеологией христианства, просуществовавший до начала VI века.

Страницы: 1 2 3 

Смотрите также

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...