Античная философияМатериалы / История философии как науки / Античная философияСтраница 2
В классический период (5-4 вв. до н.э.) значительный вклад в философию внесли Анаксагор, Протогор, Эмпедокл, софисты. По утверждению афинского философа Анаксагора начальное состояние мира представляло бесформенную смесь из бесчисленно малых частиц (семян), находившихся в вихреобразном вращении. Протагор, возвеличивший человека, который «есть мера всех вещей». В трудах Эмпедокла им были высказаны мысли о вечности и неразрушимости сущего, что в мире правят противоположности – любовь и вражда. Планеты, по Эмпедоклу, находятся в вечном движении, а растения на земле возникли намного раньше животных и людей.
Софисты не представляли собой единой школы, но при этом им присущи отказ от религии, рационалистическое объяснение явлений природы, этический и социальный релятивизм. Как известно, софисты нередко применяли в споре, доказательствах уловки, замаскированные внешней, формальной правильностью. Примером тому может служить, скажем, так называемый «рогатый софизм»: «Тот, кто не терял рогов, тот их имеет. Ты не терял рогов, значит ты рогат!». Не случайно поэтому Аристотель, подвергнув критике софистов, называл их учителями «мнимой мудрости».В древнегреческой философии возник атомизм. Родоначальником его был философ Левкипп из Милета, утверждавший, что все состоит из мельчайших неделимых частиц и пустоты. Его знаменитый ученик философ Демокрит (460– 370 гг. до н.э.) оставил наследие и в таких областях как логика, этика, языкознание, математика, физика, космология. Все состоит из атомов и пустоты образующих своими бесконечными соединениями все сложные тела. В познании мира человеку помогают ощущения. Они необходимы, хотя и недостаточный инструмент познания. Неточные и недостаточные свидетельства ощущений исправляются более тонким и четким усмотрением человеческого ума. Невидимые глазом атомы и пустота удостоверяют основанным на чувственных наблюдениях размышлением.
По Демокриту философия занимается изучением не того, что известно всем, а того, что лежит в основе всего и выступает его причиной. А в основе всего –атомы– мельчайшие тела, обращающиеся в пустоте по своим орбитам. Душа состоит из огненных атомов, она рождается и умирает вместе с телом человека. Познание осуществляется путем усвоения отделяющихся от вещей их образов, которые, как и сами вещи, материальны. Последователь Демокрита афинский философ Эпикур (341–270 гг. до н.э.) считал, что наши ощущения истинны. Ошибки возникают лишь при их истолковании. Надо ценить земную жизнь, другой у человека нет. Движение атомов обусловлено не только внешними причинами, но и их внутренними свойствами, в их движении возможны отклонения от заданной орбиты. Здесь философ ищет и обоснование свободы человека. Эпикур различал движение атомов как обусловленное их атомным весом – прямолинейное, так и криволинейное – обусловленное свойствами самих атомов.
В учении великого афинского философа Сократа (470–399 гг. до н.э.) высшая задача знания не теоретическая, а практическая – искусство жить. Строение мира, природа вещей непознаваемы, но мы можем познать самих себя. Сократ прославился как замечательный диалектик в смысле нахождения истины с помощью беседы и спора. Главное внимание в этих беседах уделялось этическим проблемам. По Сократу мир предстает как творение всемогущего и вездесущего божества, но целью всего в мире является человек. Истинная нравственность – знание того, что есть благо и прекрасное и вместе с тем полезное для человека, открывшее ему путь к счастью.
Платон (427– 347 гг.до н.э.) – ученик Сократа, оставивший потомкам свои «Диалоги с Сократом». Для Платона мир чувственных вещей не обладает подлинной сущностью, она выражена в бестелесных идеальных формах (эйдосах). Этот идеальный небесный мир, венчаемый идеей блага, порождает мир вещей, природу. Человеческая душа бессмертна, вечна и только временно принадлежит она телу. До вселения в тело она обращалась в идеальном высшем мире, набираясь знаний. При соединении с телом душа забывает то, что знала, однако, в глубине ее эти знания остаются. И в процессе жизни идет припоминание забытости. Душа человека бессмертна, состоит из трех частей – разумной, аффективной и вожделеющей. В сочинениях «О государстве» и «Политика»,излагая теорию идеального государства, Платон руководствуется своей классификацией частей души: разумной части должен соответствовать ряд правителей – философов, аффективной – разряд воинов-стражей, вожделеющей – ремесленников и земледельцев. Государство основывается на разделении обязанностей между этими разрядами свободных граждан.
Смотрите также
Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в
современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах:
классический марксизм, нашедший отражение в труд ...
Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая
личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом)
времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с
другими людьми и творче ...
Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру
соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то
относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...