Античная философия
Страница 1

Греческая античная философия начала формироваться в VII–VI вв. до н.э. Отличием ее от древневосточных философских течений стало то, что она являлась первой попыткой рационального постижения человеком окружающего мира и самого себя. Ранняя греческая философия весьма отчетливо отразила космоцентрический взгляд античного человека на мир, когда человек воспринимал себя как частицу великой вселенной - Космоса. Осмысление, изучение Космоса, которое называется космологией, увлекло в те времена первых известных философов. Мыслители милетской школы (Милет – город в Средиземноморье) решали проблемы субстанционального первоначала как стихийные материалисты.

Так первый из милетцев – основатель школы Фалес (ок. 624-547гг. до н.э. был естествоиспытателем, астрономом, пытавшимися определить в каком порядке расположены по отношению к Земле небесные светила. Согласно Фалесу, основой мира является вода. Другой философ– Анаксимандр (610-546 гг.до н.э.) заявил, что первоосновой всего является некое неопреденное и беспередельное вещество – апейрон. Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н.э.) первоосновой мира и средством «дыхания» его считал воздух. Сгущаясь, воздух образует сначала облака, воду, затем – землю, а разрежаясь – обращается в огонь. Здесь видна и идея перехода количественных изменений в качественные. Кстати, Анаксимен установил подлинный порядок расположения Луны, солнца и звезд в мировом пространстве по отношению к Земле, дал близкое к истинному объяснение затмения Луны и Солнца.

В отличие от милетцев Пифагор (580-500 гг.до н.э.) и его ученики- пифагорейцы выступали с идеалистических позиций, считая основой мира числа и их соотношения. По утверждениям пифагорейцев, священная монада (единица) – это всеобщее первоначало и основа всех природных явлений, а двойка– это принцип противоположности и отрицаемости в природе. Пифагорейцы отрывали числа от вещей, абсолютизировали и обожествляли их, превращали их в некие самостоятельные существа. Апории способствовали развитию диалектики.

Гераклит из Эфеса (544-483 гг.до н.э.) – замечательный греческий философ- материалист и диалектик основой мира считал огонь. Этот мир не создан никем из богов и никем из людей, он был, есть и будет вечно живым огнем мерами возгорающимся и мерами затухающим. Гераклиту принадлежат знаменитые слова: «Все течет» и «В одну и ту же реку нельзя войти дважды!». Все вещи и свойства переходят в свою противоположность (горячее в холодное, влажное в сухое и т.д.). В природе происходит непрерывный процесс движения. Огонь– это и символ меняющегося, обновляющегося мира, где наиболее подвижен именно огонь. Человеческая душа тоже из огня. Правит миром логос – закон, вселенская необходимость. Человек познает действительность посредством органов чувств, но логос постигается именно мышлением.

Крупным центром развития греческой философии стал г. Элея, где существовала элейская школа. Основателем школы Парменидом (540-470 гг. до н.э.) было введено в философию понятие «бытие», означающее нечто вечное и неподвижное, умопостигаемое. Наиболее ярким учеником Парменида был философ Зенон (490-430 гг. до н.э.), который, отрицая движение, немало сделал - по сути, от обратного – для постижения природы и роли движения. Он сформировал 40 проблемных, парадоксальных ситуаций – апорий, в которых с его точки зрения, явственно видна иллюзорность движения. Зенон стремится доказать это быстроногий Ахилл не может догнать черепаху, поскольку пока он приближается к ней, черепаха, если рассуждать логически, продвинется еще немного, и так всякий раз, до бесконечности. По Зенону, предположение, что движение в мире есть приводит к противоречиям – оно не может осуществиться. Так, выпущенная из лука стрела и не находится в нем. В таких парадокс вопрос состоит не в том, возможно ли восприятие движения чувствами, а в том, можно ли мыслить движение при условии, что пространство состоит из бесконечного множества неделимых частей (актуальная бесконечность), а время их множества неделимых моментов. В этих апориях впервые в философии обсуждались проблемы непрерывности и бесконечности.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...