Космология устойчивого состояния
Страница 1

Теории устойчивого состояния впервые были выдвинуты в конце 40-х годов Фредом Хойлом, Германом Бонди и Томосом Голдом. Совсем недавно Хоил (1992) опубликовал видоизмененный вариант своей теории 1948 г. Первоначально теория устойчивого состояния постулировала, что в то время как галактики удаляются друг от друга по всей Вселенной, плотность материи, тем не менее, повсюду остается постоянной во времени. Отсюда и термин "устойчивое состояние" для космической картины вечного постоянства плотности.

Однако если такое постоянство действительно существует, тогда совершенно новая материя должна возникать из ничего в нарушение принципа сохранения материи, причем с такой скоростью, которая необходима для заполнения пустот, оставляемых разлетающимися галактиками.

И при этом скорость, с которой новая материя осуществляет свой космический дебют, оказывается настолько малой, что не поддается лабораторному обнаружению даже в перспективе.

В результате Ловелл (1961) спрашивает: "Какова же внешняя причина возникновения новых атомов водорода во Вселенной Бонди и Голда, которые появляются в нарушение принципа сохранения материи и энергии?" Вслед за тем он же жалуется на то, что "теория устойчивого состояния не имеет решения проблемы творения (новой) материи". Заметим, что Ловелл использует теологически окрашенный каузальный термин "творение" вместо нейтрально описательного слова "приращение".

Обратим внимание и на то, что потребность Ловелла найти внешнюю причину основана на законе сохранения энергии как не требующем доказательства, что видно из его сожаления о том, что теория устойчивого состояния не предусматривает "введения энергии, которая вызвала бы появление атома (водорода)" (1961). Но ведь теория устойчивого состояния открыто отрицает закон сохранения. Таким образом, предположение Ловелла о необходимости иной энергии как источника создания новой материи, которое он обосновывает законом сохранения, противоречит теории устойчивого состояния.

Получается, что теория устойчивого состояния логически вывела совершенно естественное нарушение принципа сохранения из своего постулата постоянной плотности в расширяющейся Вселенной. Поэтому Ловелл просто уклоняется от сути проблемы, когда спрашивает об источнике для нового атома водорода.

В свете подобных рассуждений в моей первоначальной статье я пришел к следующему выводу: " . в теории устойчивого состояния утверждается, что приращение материи, нарушающее закон сохранения или возникновения из ничего, происходит без участия какой-либо вешней (или сверхъестественной) силы, потому что оно рассматривается как космически самопроизвольное: естественное, ненарушаемое состояние физического мира" (Grunbaum, 1989, c.375, 1990, c.94).

Кунин возражает: "Но теория устойчивого состояния также те исключает божественную причину появления нового водорода". Однако я сейчас докажу, что его утверждение о необходимости божественной творческой роли наоборот исключается как несовместимое с космологией устойчивого состояния.

По его словам, в традиционном теистическом сценарии утверждается, что "все возможные вещи непрерывно зависят от Бога в своем существовании". По его мнению, "Бог не только творит все возможные вещи, но также сохраняет их существование, миг за мигом, таким образом, что это равносильно непрерывному их созданию и воссозданию.

Куини подчеркивает, что несколько современных теистов, помимо него самого, разделяют доктрину непрерывного творения, которую отстаивал Фома Аквинский, Декарт, Лейбниц, Локк, Джонатн Эдвардс и другие. Действительно, по словам Ричарда Суинборна, "Бог поддерживает существование Вселенной, то ли действуя постоянно, то ли в конечный отрезок времени" (по Куинну). Короче говоря, как утверждал Декарт в "Третьем размышлении", творение и сохранение требуют все той же божественной силы и действия. Как объясняет Беркли, божественное сохранение представляет собой просто непрерывное и повторяющееся творение.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...