Сравнительная характеристика двух противоположных философских течений детерминизма и индетерминизма
Материалы / Особенности философии ХХ века / Сравнительная характеристика двух противоположных философских течений детерминизма и индетерминизма
Страница 1

Детерминизм (от лат. determino - ограничивать, определять границы) — представление, в соответствии с которым для всякого явления существуют причины, при наличии которых это явление с необходимостью имеет место. В расширительном смысле детерминизм трактуется как представление о существовании объективной закономерной связи и взаимообусловленности явлений[1]. Детерминизм тесно связан с формированием механистической картины мира. В философии французских просветителей модель движения, присущая механике, была распространена на области онтологии и общественных наук, став образцом для понимания развития природы и общества.

Так, Гольбах утверждал, что в вихре пыли, поднятом ветром, нет ни одной молекулы, которая расположилась бы случайно.

Классическую форму детерминизму придал Лаплас, который, находясь под впечатлением физики Ньютона, утверждал, что достаточно иметь полное описание состояния универсума в некоторый момент времени, и «ничто более не будет неопределенным, а будущее, подобно прошлому, предстанет перед нашими глазами». Для традиции эмпиризма характерно понимание детерминизма, восходящее к Д. Юму и представляющее детерминизм как регулярность, в рамках которой для всякого события х существует набор событий У1 .уn, сопутствующих событию х при определенных условиях.

В области общественных наук детерминизм связан с вопросами свободы личности и определяющих факторов исторического развития. Согласно марксистским теориям общества, развитие последнего детерминируется экономическими факторами, а свобода личности ограничена классовым сознанием и другими социогенными детерминантами. Для психоанализа характерен детерминизм, связанный с сексуальными влечениями и потребностями общества в их утилизации. Развернутая критика концепций социального детерминизма дана в работах К. Поппера.

Современный детерминизм предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т.е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. Сюда входят пространственные и временные корреляции, функциональные зависимости, отношения симметрии и т.п. Особенно важным в современной науке оказывается вероятностные соотношения, формулированные на языке статистических распределений и статистических законов. Однако все формы реальных взаимосвязей явлений в конечном счете складываются на основе всеобще действующей причинности, вне которой не существует ни одного явления действительности, в т.ч. и такие события, в совокупности которых выявляются статистические законы[2].

Принципиальным недостатком прежнего детерминизма было то, что он ограничивался одной непосредственно действующей причинностью, к тому же трактуемый чисто механически; в нем отрицалась объективная природа случайности, вероятность выводилась за пределы детерминизма, статистические связи принципиально противопоставлялись материальной детерминации явлений. Связанный с метафизическим материализмом прежний детерминизм не мог быть последовательно реализован в ряде важных отраслей науки о природе, в особенности социальной жизни и явлений сознания. Эффектное проведение идей детерминизма здесь стало возможным только благодаря диалектическому и историческому материализму. Ядром марксисткой концепции социального детерминизма является признание закономерного характера общественной жизни. Это, однако, не означает, что ход истории предопределен заранее и осуществляется с фатальной необходимостью. Законы общества, определяя основную линию исторического развития, вместе с тем не предопределяют многообразие деятельности каждого отдельного индивида. В общественной жизни постоянно складываются различные возможности, осуществление которых во многом зависит от сознательной деятельности людей. Детерминизм не только не отрицает свободы, но, напротив, предполагает способность человека к выбору мотивов и целей деятельности.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...