Материальное производство — основа существования и развития общества
Материалы / Общество как развивающаяся система / Материальное производство — основа существования и развития общества
Страница 2

Революции в производительных силах связаны с существенными изменениями в технике. Феномен техники имеет глубокие корни, уходящие в античность и в более позднее время. В 1877 г. вышел труд Э. Каппа «Основные черты философии техники». Универсальную роль технике отводил К. Маркс, подчеркивая ее значение для развития не только материального производства, но и общества в целом. Ручная мельница, отмечал Маркс, дает общество с сюзереном во главе, паровая машина - общество с промышленным капиталистом. Технику анализировали Т. Веблен, Дж. Гэлбрейт, О. Шпенглер, К. Ясперс, М. Хайдеггер и др. Смысл техники, по Ясперсу, состоит в освобождении от власти природы, а принцип техники заключается в целенаправленном манипулировании материалами и силами для реализации назначения человека.

Техника в синергетической философии рассматривается с позицией нелинейной динамики, теории катастроф, процессов самоорганизации и коэволюции.

Техника — искусственное образование, созданное человеком; средство, орудие для удовлетворения человеческих потребностей; реальность, противостоящая природе и человеку и одновременно находящаяся в единстве с ними; специфический способ использования сил и энергии природы; явление, неотделимое от технологии. Техника эволюционировала от домашинной, или орудийной (инструментальной), к машинной и автоматической. (Здесь мы отвлекаемся от значения техники в смысле совокупности человеческих умений и способностей.)

Переход от ремесленных орудий ручного труда к машине явился второй революцией в производительных силах. Если простое орудие труда приводилось в движение силой человека или животного (реже - воды или ветра), то машинное - специальным энергетическим устройством. Впервые паровая машина появилась в Англии в 1769 г. На смену инструментальному орудию труда пришла трех- звенная система, состоящая из рабочего устройства, двигателя и передаточного механизма. Возросла роль научного знания, приобретшего способность постепенно превращаться в непосредственную производительную силу. Осуществлению второй революции в производительных силах (промышленной) благоприятствовало развитие демократии, свершавшиеся буржуазные революции, рождение доктрины либерализма. В Европе, в частности, во Франции появилась «Декларация прав человека и гражданина», где провозглашались свобода, собственность, безопасность, право на сопротивление насилию.

Современную революцию в производительных силах О. Тоффлер назвал «социотехнической революцией». Часто ее называют информационно-компьютерной или информационно-экологической революцией. В информационных технологиях приоритет принадлежит информационным потокам, а не веществу и энергии. Третья революция в производительных силах, НТР, начавшаяся в 40 - 50-х гг. XX в., знаменует собой переход от машинного производства к автоматизированному. К прежним трем звеньям машины добавляется управляющее устройство. Развитие такого производства связано с совершенствованием ЭВМ, с появлением робототехники, гибких автоматизированных систем. Помимо материало- и энергоемкости возрастает значение наукоемкости производства. Качественное преобразование производительных сил на основе перехода к автоматизированному производству, превращение научно-технической деятельности в определяющее звено материального производства составляет производственно-технический аспект сущности НТР. Но этого недостаточно: важно также учитывать социально-экономическую и мировоззренческую стороны сущности НТР. Прогресс техники обусловливается и измеряется не только технико-технологическими идеями и их реализациями, но и социально-политическими, экономическими, экологическими, гуманистическими и нравственными параметрами. М. Хайдеггер видел причину угроз, исходящих из действия технических устройств, в человеке, воспринимающего мир лишь как материал для удовлетворения своих потребностей. Значит, необходима переориентация мышления человека. Исследователи призывают к анализу сильных и слабых сторон «технологического мировоззрения», к «гуманизациитехники».

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...