Материальное производство — основа существования и развития общества
Материалы / Общество как развивающаяся система / Материальное производство — основа существования и развития общества
Страница 1

Диалектико-материалистическая философия исходит из того, что материальное производство есть необходимое условие существования общества и человека, определяет социальную, политическую и духовную жизнь, находясь в обратной зависимости от них, вплетено в единую человеко-эколого-экономическую систему. Материальное производство выступает в конкретно-исторической форме способа производства, характеризующегося единством производительных сил и производственных отношений.

Производительные силы общества опираются на естественную силу и включают ее в себя, что уже подчеркивал Ф. Бэкон. В действии человек, писал он, не может ничего другого, как только соединять и разъединять тела природы.

Понятие «производительные силы» ввели в науку классики английской политической экономии, характеризуя производство как сочетание рабочей силы и орудий труда.

Производительные силы и общественные отношения, по утверждению К. Маркса, являются различными сторонами развития общественного индивида. Производство материальных благ - материально-духовный процесс, ибо человек, агент производства, выступает не только как материальное, но и духовное существо, обрабатывающее информацию, осуществляющее планирование совершаемого процесса, его осмысление, предвидение его результатов.

Производительные силы - это система вещественного фактора, средств производства (средств труда и предметов труда) и личностного фактора производства (обладающего физической силой, трудовыми навыками, производственным опытом, знаниями и морально-волевыми качествами), в процессе функционирования которых осуществляется технологический процесс.

К личностному фактору производства относятся не только производители вещественного продукта - рабочие, ученые, технологи, конструкторы, управляющие, сочетающие физический и умственный труд, но и производители невещественного продукта, обеспечивающие функционирование производственных систем и социальной инфраструктуры. Прежде чем сформироваться как производительная сила, человек должен стать личностью, пройти школу обучения и воспитания. Поэтому работа педагога, врача, художника, журналиста, актера, всякая деятельность (не только непосредственная материально-производственная), формирующая личность, должна рассматриваться как опосредованная производительная сила.

Производственные отношения характеризуют способ соединения средств производства с работником и включают отношения:

а) собственности;

б) распределения;

в) обмена (натурального или товарно-денежного);

г) потребления.

Производственные отношения выступают социально-экономическим механизмом, который детерминирует возникновение, развитие и функционирование системы общественных стимулов к труду, выявляют природу той экономической силы, которая побуждает человека включаться в трудовой процесс. Развитие производительных сил есть эволюционно-революционный процесс, включенный в цивилизационную и формационную динамику. Первая революция в производительных силах произошла в эпоху появления шлифованных каменных орудий (неолитическая, или аграрная, революция). Вся история биосферы пошла по новому руслу: человек начал создавать искусственный кругооборот веществ. Переход к производящей экономике был обусловлен оскудением запасов природы в местах обитания человека и ростом численности населения. (Последнее - причина и одновременно следствие перехода к производящей экономике.) На базе разделения труда и роста его производительности возник прибавочный продукт. Тем самым были созданы материальные предпосылки для систематического обмена, развития торговли, концентрации прибавочного продукта в руках части общества. Прежняя ориентация на коллективный труд и равенство в распределении изжила себя. В коллективные начала внедрялись индивидуальная деятельность и частная собственность. Если Руссо назвал вором первого человека, оградившего участок земли забором и сказавшего: «Это мое», то Вольтер определил первого собственника как человека не ленивого, не нищего, а человека честного, мудрого и делового. Общество качественно изменилось - стало сложноструктурированным, возросли и усложнились потребности, изменилась шкала ценностей, увеличилась нагрузка на биосферу. Итогом изменения экономических условий, общественных отношений было становление эксплуататорского классового общества.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...