Функции философии
Страница 2

Одна из актуальных теоретико-познавательных про­блем состоит в достижении оптимального сочетания воз­можностей философии как общей теории и методологии и данных частных наук, как естественных, так и обществен­ных. Используя такие данные, философия синтезирует их и одновременно корректирует собственные выводы, бла­годаря чему знание о мире становится богаче, адекват­нее отражает его реальности.

Данная философская функция реализуется двумя пу­тями. Первый из них рационалистический (лат. rationalis — разумный), другой — эмпирический (гр. empeiria — опыт). Рационалисты возвышают в познании разум, недооцени­вая опыт и опытное знание.

Эмпирики, напротив, абсо­лютизируют в познавательных возможностях человека роль опыта, эксперимента, игнорируя абстрагирующие возможности человеческого ума, интеллекта. В открытой форме рационализму противостоит иррационализм (лат. irrationalis — неразумный), делающий в познании ставку на интуицию субъекта, его инстинкты, «натуру».

Таким образом, гносеология, или философская теория познания, включает различные подходы к познавательно­му процессу, которые нуждаются в специальном рассмот­рении и квалифицированной оценке.

Методологическая функция философии также связа­на с познанием, но только с точки зрения применения в нем определенных методов (способов, средств, приемов, в общем плане — принципов), позволяющих получить по­знающим субъектом искомые результаты, сведения об объекте.

Природа метода познания носит двойственный харак­тер. Он субъективен, поскольку применяется человеком (обществом) сознательно, в соответствии с его выбором, явно выраженной волей. Одновременно метод объекти­вен, поскольку не носит произвольного характера: любой метод избирается и применяется с обязательным уче­том особенностей конкретного объекта исследования. Следовательно, метод познания субъективен по своему носителю и объективен по своему содержанию.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что частные науки используют конкретные, специальные методы по­знания, а философия — всеобщий метод. Последний обус­ловлен тем, что философия как мировоззрение обладает самыми высокими по уровню обобщения системными зна­ниями о мире. Как всеобщее философское знание о мире выступает фундаментальной основой частнонаучного зна­ния, так и специальные методы опираются на всеобщий метод познания, вырабатываемый философией. Тем са­мым философия выполняет функцию методологии — уче­ния о методах, с помощью которых наука применяет об­щие императивы философских законов и категорий и соб­ственные требования к познанию действительности.

Область философской методологии — творческая ла­боратория, где результаты познания заранее не предоп­ределены. Они зависят от многих объективных и субъек­тивных факторов: насколько диалектические методы по­знания превалируют над метафизикой, в какой мере ис­пользуются в познавательной деятельности общие и спе­циальные методы, рационализм и эмпиризм, а также вне-научные методы освоения мира, применяемые в искусст­ве, эзотерии (гр. esoterikos -— внутренний), религии и др.

Аксиологическая функция философии также весьма полезна и важна как для теории, так и практики. Она опе­рирует ценностями, которые присущи явлениям объек­тивного мира не по самой их природе, а в силу того, что они стали неотъемлемой составной частью обществен­ной практики, бытия человека, например его призвание, долг, смысл жизни, благородство и т. п., а также их анти­поды, антиценности — зло, корысть, бесчестие и др.

В философской теории ценностей — аксиологии — последние занимают разное место. Для субъекта (инди­вид, группа людей, общество') ценности выступают как объект его потребностей и интересов и объектированный от сознания (индивидуального, общественного) ориентир соответствующей деятельности. Ценностное измерение могут приобретать материальные блага, правовые нор­мы, нравственные регулятивы, эстетические стороны дей­ствительности. Отношение к ним субъекта включает как признание и даже преклонение, так и полное неприятие, отторжение, а также промежуточные формы.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...