Философия и наука
Страница 2

Как обобщенный и систематизированный теоретичес­кий аналог действительности философия подобно науке имеет определенную структуру, куда входит и логика, формулирующая законы и принципы получения любого выводного знания. Данная структура, обладая рядом об­щенаучных черт, одновременно имеет особый общетео­ретический и методологический характер. По аналогии с наукой философия представляет собой относительно самостоятельный социальный институт со своими научными учреждениями (институты, отделы, кафедры, лабо­ратории), средствами научного поиска и кадрами ученых.

Формируя мировоззрение, философия выступает как его ведущий исторический тип, в то время как науки, вместе взятые, участвуют в данном процессе.

Следовательно, и здесь проявляется как общее, так и особенное в природе философии и науки. То же относится к их другим ха­рактеристикам. Так, история философии и науки — бесконечный процесс развития и взаимообогащения, но на­ука в большей степени исторически детерминирована (лат. determinare — определять), нередко ситуативна и прогрес­сирует, по преимуществу, линейно. А философия, позна­вая сущее, каждый раз, вновь и вновь возвращается к истокам, вечным истинам и ценностям. В этом смысле философия не знает возраста, в ее истории важнее имена, чем результаты.

Процесс познания действительности сближает и ронит философию и науку. Но научное знание отличается логичностью, аксиоматичностью (гр. axioma — принятое положение; бесспорная, не требующая доказательства истина), непротиворечивостью, В философии же проти­воречие — одно из основных понятий наряду с антиноми­ями (два противоречащих, но одинаково обоснованных суждения). Здесь все проблематизируется, подвергается сомнению. Широкое распространение имеет философс­кий релятивизм (лат. relativus — относительный) — учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания. Если в науке оно рождает обще­значимые, бесспорные истины, то отдельные философс­кие положения могут существенно разниться, варьиро­ваться применительно к Западу (европейская филосо­фия), Востоку, (брахманизм, конфуцианство), отдельным странам.

Таким образом, философию и науку многое объединя­ет и одновременно разъединяет. Было бы недальновид­ным игнорировать специфику философии, подменять ее наукой, полагать, что каждая наука — «сама себе фило­софия». Ошибочно также принижать роль науки, возве­личивать философское знание в ущерб научному. В су­ществовании философии и науки состоит общая соци­альная и человеческая потребность как раз потому, что они близкие, родственные, но по целому ряду парамет­ров нетождественные, разные формы познания действи­тельности.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...