Человек и общество. Научная деятельность А.Д. Сахарова
Материалы / Человек и общество. Научная деятельность А.Д. Сахарова
Страница 7

Начало открытых общественных выступлений

Интересы Сахарова уже тогда не ограничивались ядерной физикой. В 1958 он выступил против планов Н. С. Хрущева по сокращению среднего образования, а спустя несколько лет ему вместе с другими учеными удалось избавить советскую генетику от влияния Т. Д. Лысенко. В 1964 Сахаров успешно выступил в Академии наук против избрания биолога Н. И. Нуждина академиком, считая его, как и Лысенко, ответственным за «позорные, тяжелые страницы в развитии советской науки». В 1966 он подписал письмо «25 знаменитостей» к 23 съезду КПСС против реабилитации Сталина. В письме отмечалось, что любые попытки возродить сталинскую политику нетерпимости к инакомыслию «были бы величайшим бедствием» для советского народа.

Знакомство в том же году с Р. А. Медведевым и его книгой о Сталине заметно повлияло на эволюцию взглядов Андрея Дмитриевича. В феврале 1967 Сахаров направил первое письмо Л. И. Брежневу в защиту четверых инакомыслящих. Ответом властей было лишение его одной из двух должностей, занимаемых на «объекте».

В июне 1968 в иностранной печати появилась большая статья — манифест Сахарова «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» — об опасностях термоядерного уничтожения, экологического самоотравления, дегуманизации человечества, необходимости сближения социалистической и капиталистической систем, преступлениях Сталина и отсутствии демократии в СССР. В своем манифесте Сахаров выступил за отмену цензуры, политических судов, против содержания диссидентов в психиатрических больницах. Реакция властей не заставила себя ждать: Сахаров был полностью отстранен от работы на «объекте» и уволен со всех постов, связанных с военными секретами. 26 августа 1968 произошла его встреча с А. И. Солженицыным, выявившая разность их взглядов на необходимые общественные преобразования.

Смерть жены. Возвращение в ФИАН. Барионная асимметрия мира

В марте 1969 скончалась жена Андрея Дмитриевича, оставив его в состоянии отчаяния, сменившемся затем длительным душевным опустошением. После письма И. Е. Тамма (в то время заведующего Теоретическим отделом ФИАН) президенту АН М. В. Келдышу и, по-видимому, в результате санкций свыше Сахаров был зачислен 30 июня 1969 в отдел института, где начиналась его научная работа, на должность старшего научного сотрудника — самую низкую, которую мог занимать советский академик. С 1967 по 1980 он опубликовал более 15 научных работ: о барионной асимметрии Вселенной с предсказанием распада протона (по мнению Сахарова, это его лучшая теоретическая работа, повлиявшая на формирование научного мнения в последующее десятилетие), о космологических моделях Вселенной, о связи тяготения с квантовыми флуктуациями вакуума, о массовых формулах для мезонов и барионов и др.

Активизация общественной деятельности

В эти же годы усилилась общественная деятельность Сахарова, которая все больше расходилась с политикой официальных кругов. Он инициировал обращения за освобождение из психиатрических больниц правозащитников П. Г. Григоренко и Ж. А. Медведева. Вместе с физиком В. Турчиным и Р. А. Медведевым написал «Меморандум о демократизации и интеллектуальной свободе». Ездил в Калугу для участия в пикетировании зала суда, где проходил процесс над диссидентами Р. Пименовым и Б. Вайлем. В ноябре 1970 вместе с физиками В. Чалидзе и А. Твердохлебовым организовал Комитет прав человека, который должен был воплотить принципы Всеобщей декларации прав человека. В 1971 вместе с академиком М. А. Леонтовичем активно выступил против использования психиатрии в политических целях и тогда же — за право на возвращение крымских татар, свободу религии, свободу выбора страны проживания и, в особенности, за еврейскую и немецкую эмиграции.

Второй брак. Дальнейшая общественная деятельность

В 1972 Сахаров женился на Е. Г. Боннэр (р. 1923), с которой познакомился в 1970 на процессе в Калуге. Став верным другом и соратником мужа, она сосредоточила деятельность Сахарова на защите прав конкретных людей. Программные документы теперь рассматривались им как предмет для дискуссии. Тем не менее, в 1977 он подписал коллективное письмо в Президиум Верховного совета СССР об амнистии и отмене смертной казни, в 1973 дал интервью корреспонденту шведского радио У. Стенхольму о природе советского строя и, несмотря на предупреждение заместителя генерального прокурора, провел пресс-конференцию для 11 западных журналистов, во время которой осудил не только угрозу преследования, но и то, что назвал «разрядкой без демократизации». Реакцией на эти заявления стало опубликованное в газете «Правда» письмо 40 академиков, вызвавшее злобную кампанию с осуждением общественной деятельности Сахарова, а также выступления на его стороне правозащитников, западных политиков и ученых. А. И. Солженицын выступил с предложением присудить Сахарову Нобелевскую премию мира.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...