Эпоха СредневековьяМатериалы / Зарождение экономической мысли в эпоху Античности и Средневековья / Эпоха СредневековьяСтраница 2
Коренной пересмотр отношения к ростовщичеству начался в Европе только в ХVI в., в эпоху Реформации. Против запрета на взимание процентов выступал, например, известный реформатор церкви Ж.Кальвин (1509-1564). Законодательная же отмена запрета взимания процентов произошла, например, в Англии в ХVI в., а во Франции – только в конце ХVIII в., во времена Великой французской революции.
Реформация принесла с собой не только изменение по отношению к ссудному проценту, но и в целом новую этику, отличную от этики католического христианства. Именно в этом многие ученые нашего времени усматривают причину последовавшего за Реформацией хозяйственного переворота[6].
Одним из первых и наиболее аргументированно эту мысль высказал крупнейший социолог из Германии Макс Вебер (1864-1920). Свою книгу он так и назвал: «Протестанская этика и дух капитализма» (1904).Подводя итоги, можно утверждать, что предметом экономической мысли в эпоху античности и средневековья выступало экономическое (хозяйственное) поведение человека в рамках «традиционного общества», которое определялось представлениями о допустимом и недопустимом в области практической жизни, или, другими словами, представлениями о его соответствии принятым моральным нормам. Об этом наиболее красноречиво говорят идеи Аристотеля об «экономике» и «хрематистике», идея «справедливой цены» Ф. Аквинского, негативное отношение к ростовщичеству и ссудному проценту и др. В этих идеях и нормах повседневной жизни находили выражение еще несистематизированные, донаучные представления об экономике.[1] Аристотель. Политика. // Соч. Т.4. М.: Мысль. 1984. С. 389-390.
[2] Там же. С.393.
[3] Там же. С.395.
[4]Критическое отношение Аристотеля к ростовщичеству в дальнейшем будет закреплено каноническими текстами христианства. В христианском мире ростовщичество и взимание процента веками будет считаться тяжким грехом. Так, согласно хозяйственной этики Пятикнижия Моисея: «Если серебро дашь в долг кому-нибудь из Моего народа … не требуй от него уплаты, не налагай на него роста» (Учение. Пятикнижие Моисеево. М.: Республика. 1993. С.133.)
[5] Под этикой или моралью понимают совокупность норм и приличий человеческого поведения, а также наука, изучающая должное поведение.
[6] Реформация и протестанские вероучения оказали глубочайшее воздействие на хозяйственную жизнь Европы. Лютеранство и кальвинизм способствовали зарождению и формированию нового, никогда ранее не виданного хозяйственного уклада, который принято называть капитализмом
. Такое мнение ученые вывели из того бесспорного факта, что первыми на капиталистический путь экономического развития встали страны, где победила Реформация: Швейцария, Нидерланды, Англия. К ХVIIIв. они оказались и самыми богатыми странами Европы. В то же время страны, где победила контрреформация и сохранила господствующие позиции католическая церковь, отстали в хозяйственном развитии и долго оставались беднее протестанских стран. Таковы были Италия, Испания, Австрия, Польша.
Смотрите также
Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в
современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах:
классический марксизм, нашедший отражение в труд ...
Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру
соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то
относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...
Глобальные проблемы современности
Под
глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных
противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и
страны. Глобальные проблем ...