Эпоха Средневековья
Страница 1

Доктрины средневековых схоластов, содержащие и экономические идеи, могут быть поняты, только если рассматривать их как этические[5] учения, излагавшие скорее то, что должно быть (этот метод в науке называется нормативным), а не научные заключения относительно того, что есть (такой метод называется позитивным).

Хозяйственная жизнь в эпоху Средневековья отличалась от античной. Натуральные крестьянские хозяйства были еще доминирующим укладом, но денежное обращение и торговля уже прочно вошли в жизнь, особенно в городах. Доля продукции, предназначенной для рыночного оборота, постоянно увеличивалась.

Поэтому, другой особенностью экономической мысли средневековых авторов, является попытка соединить ценности «традиционного общества» с развитием в его недрах товарно-денежных отношений. Попытки соединения римских установлений, христианского вероучения, философских построений Аристотеля с обычаями и традициями крестьянско-помещечьего хозяйства, реалиями формирующегося городского хозяйства с разделением занятий, торговлей и деньгами, наиболее отчетливо проявились в «теориях» справедливой цены и ростовщичества.

Теория ценности («справедливой цены»), сформулированная А. Магнусом (1193-1280) и Ф. Аквинским (1225(27)-1274) является экономической и этической одновременно. Здесь мы встречаемся с иным подходом к цене, чем у Аристотеля. Античный философ пытался понять, как формируется цена в свободном торге двух партнеров. В средневековой же теории «справедливой цены» просматривается попытка предписать партнерам по торгу некое правило, сущность которого можно в целом сформулировать как: справедливая цена – это такая, какую можно взимать не беря греха на душу. В основе ценообразования, согласно средневековым авторам, лежат две группы факторов:

первая – справедлива та цена, которая обеспечивает эквивалентность обмена;

вторая – справедлива та цена, которая обеспечивает людям приличиствующее их сословию благосостояние.

Таким образом, один вид справедливости гарантировал цену «сообразно вещи», то есть это экономический фактор, связанный с покрытием затрат (издержек) на производство. Второй вид справедливости обеспечивал больше благ тому, кто «больше значит для общественной жизни». Это означало, что процесс ценообразования ставился в зависимость от социального статуса участников обмена. Позднее, именно экономическая составляющая теории «справедливой цены» стала еще одним звеном (после Аристотеля) в цепи знаний, приведших к появлению «трудовой теории стоимости» и «теории издержек производства» в экономической науке.

Термином «ростовщичество» средневековые богословы обозначали всякую цену, превышающую «справедливую» (истинную). Убеждение, что взимать процент за ссуду денег также несправедливо, как брать за товар цену, превышающую «справедливую», легло в основание запрета ростовщичества. В средневековой Европе церковь стремилась не только убеждать, но и непосредственно влиять на законодательство и политику. Так, Венский Собор католической церкви в 1311 г. объявил всякое светское законодательство, не согласное с постановлениями церкви о процентах, недействительным. Всякое сомнение на этот счет стало преследоваться как ересь.

Однако, по мере приближения к концу средневековья этические нормы все чаще стали вступать в противоречие с реалиями хозяйственной жизни. И все же, несмотря на «уступки», которые делала церковь реальным явлениям экономической жизни, вступая при этом в противоречие с христианской доктриной, позднее средневековье признавало «морализованную экономию», основанную на справедливой цене, справедливом вознаграждении, упразднении конкуренции, в потребительских целях видело назначение богатства.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...