Эпоха Средневековья
Страница 1

Доктрины средневековых схоластов, содержащие и экономические идеи, могут быть поняты, только если рассматривать их как этические[5] учения, излагавшие скорее то, что должно быть (этот метод в науке называется нормативным), а не научные заключения относительно того, что есть (такой метод называется позитивным).

Хозяйственная жизнь в эпоху Средневековья отличалась от античной. Натуральные крестьянские хозяйства были еще доминирующим укладом, но денежное обращение и торговля уже прочно вошли в жизнь, особенно в городах. Доля продукции, предназначенной для рыночного оборота, постоянно увеличивалась.

Поэтому, другой особенностью экономической мысли средневековых авторов, является попытка соединить ценности «традиционного общества» с развитием в его недрах товарно-денежных отношений. Попытки соединения римских установлений, христианского вероучения, философских построений Аристотеля с обычаями и традициями крестьянско-помещечьего хозяйства, реалиями формирующегося городского хозяйства с разделением занятий, торговлей и деньгами, наиболее отчетливо проявились в «теориях» справедливой цены и ростовщичества.

Теория ценности («справедливой цены»), сформулированная А. Магнусом (1193-1280) и Ф. Аквинским (1225(27)-1274) является экономической и этической одновременно. Здесь мы встречаемся с иным подходом к цене, чем у Аристотеля. Античный философ пытался понять, как формируется цена в свободном торге двух партнеров. В средневековой же теории «справедливой цены» просматривается попытка предписать партнерам по торгу некое правило, сущность которого можно в целом сформулировать как: справедливая цена – это такая, какую можно взимать не беря греха на душу. В основе ценообразования, согласно средневековым авторам, лежат две группы факторов:

первая – справедлива та цена, которая обеспечивает эквивалентность обмена;

вторая – справедлива та цена, которая обеспечивает людям приличиствующее их сословию благосостояние.

Таким образом, один вид справедливости гарантировал цену «сообразно вещи», то есть это экономический фактор, связанный с покрытием затрат (издержек) на производство. Второй вид справедливости обеспечивал больше благ тому, кто «больше значит для общественной жизни». Это означало, что процесс ценообразования ставился в зависимость от социального статуса участников обмена. Позднее, именно экономическая составляющая теории «справедливой цены» стала еще одним звеном (после Аристотеля) в цепи знаний, приведших к появлению «трудовой теории стоимости» и «теории издержек производства» в экономической науке.

Термином «ростовщичество» средневековые богословы обозначали всякую цену, превышающую «справедливую» (истинную). Убеждение, что взимать процент за ссуду денег также несправедливо, как брать за товар цену, превышающую «справедливую», легло в основание запрета ростовщичества. В средневековой Европе церковь стремилась не только убеждать, но и непосредственно влиять на законодательство и политику. Так, Венский Собор католической церкви в 1311 г. объявил всякое светское законодательство, не согласное с постановлениями церкви о процентах, недействительным. Всякое сомнение на этот счет стало преследоваться как ересь.

Однако, по мере приближения к концу средневековья этические нормы все чаще стали вступать в противоречие с реалиями хозяйственной жизни. И все же, несмотря на «уступки», которые делала церковь реальным явлениям экономической жизни, вступая при этом в противоречие с христианской доктриной, позднее средневековье признавало «морализованную экономию», основанную на справедливой цене, справедливом вознаграждении, упразднении конкуренции, в потребительских целях видело назначение богатства.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...