Эпоха Античности
Страница 2

Противопоставление «экономики» и «хрематистики» объясняется тем, что в Греции эпохи Ксенофонта и Аристотеля стремление к умножению денежного богатства не стало еще нормой поведения, более того, такое поведение не вписывалось в заведенный порядок жизни греческого общества. Осуждая накопление денег, Аристотель стремился предупредить угрозу этому порядку. Особое негодование Аристотеля вызывал процент (ростовщичество), который он расценивал как самую противоестественную форму дохода. Согласно взглядам Аристотеля, процент представляет собой «выгоду» за счет должника, которую присвоил ростовщик и тем обогатился и это присвоение есть выражение его порочной алчности и скупости.

Ростовщик присвоил процент несправедливо, так как он его не создавал, а вынудил отдать себе, сделав деньги источником приобретения новых денег. «Этот род наживы оказывается по преимуществу противным природе»[3] – писал Аристотель.

Различая «экономику» и «хрематистику», противопоставляя эти два способа ведения хозяйства, Аристотель заложил основы этически ориентированной традиции рассмотрения социально-экономических процессов, которая войдет в общественное сознание[4] и даст направление развития экономической мысли на последующие два тысячелетия.

Аристотелю принадлежит первенство и в анализе явления, которое сегодня называется ценой товара – понятия, вокруг которого строится вся теория современной микроэкономики.

Вопрос на первый взгляд простой: «Чем определяется пропорция обмена товаров?» или, другими словами, «Сколько стоит товар и почему он столько стоит?» Именно поиск ответа на данный вопрос станет центральной проблемой для экономистов на протяжении многих веков. Исторически, при определении величины стоимости товаров, в истории экономической мысли сложились два крупных течения, которые корнями уходят к идеям великого греческого мыслителя. Сторонники первого возьмут за основу тезис Аристотеля о том, что справедливый обмен должен отражать соотношение работ – отсюда выросли такие концепции цены товара, как «теория издержек производства» и «трудовая теория стоимости» (Ф. Аквинский, А.Смит, Д. Рикардо, Дж.Ст. Милль, К. Маркс).

Сторонники второго течения будут опираться на тезис о потребности как общей мере при обмене. Отсюда ведут свою родословную различные теории, выводящие цену из полезности благ (Г. Госсен, представители австрийской школы маржинализма, П. Самуэльсон и др.).

Если афинские мыслители оставили после себя философию, оказавшую глубокое влияние на этические и экономические теории последующих поколений, то римляне создали учреждения (институты), оказавшие столь же глубокое влияние на законодательство и политику (в том числе экономическую). Идеи римских юристов (Цельс, Гай, Юлиан – II в. н.э.; Модестин, Папиниан, Павел, Ульпиан – III в. н.э.) относительно собственности был узкоиндивидуалистичен: они отошли от семейно-клановой группы как общественной единицы, как это было у греков, и заменили общность имущества, существовавшую в ней, ясно определенными частными правами. Результатом чего стало развитие свободы договора, предполагающей право индивида свободно распоряжаться своим имуществом.

Заслуга римлян состоит в развитии экономического мышления, формировании юриспруденции как науки, практический дух которой внес значительную долю индивидуализма в экономические теории последующих столетий.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...