Эпоха Античности
Страница 1

Экономическая мысль античности, и особенно Древней Греции, занимает особое место в истории экономической науки. В это время, собственно и начинается зарождение экономической мысли. Во-первых, сам термин «экономика» древнегреческого происхождения. Во-вторых, статус экономических взглядов мыслителей Древней Греции сегодня можно определить как начало или «истоки» экономического анализа. Принципиальная новизна экономической мысли древних греков состояла в том, что они первыми пытались осмыслить экономические явления и объяснить их. Именно мыслители Древней Греции перешли от «натурфилософского» миропонимания к анализу отдельных экономических категорий и даже попытались построить систему их взаимосвязей.

Более того, рассуждения древнегреческих философов по таким проблемам, как: что такое богатство, каковы основные принципы разумного (т.е. рационального: от лат.: ratio – разум) хозяйствования, что лежит в основе ценообразования, окажут наибольшее влияние на весь дальнейший процесс формирования и развития экономической науки.

Ближе всего греческая философия в лице Ксенофонта (430-425 гг. до н.э. – 355 г. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) подошла к созданию определенной экономической «теории», анализируя элементы домашнего, «ойкосного» хозяйства, которое было основой хозяйственного строя античного общества. Хозяйственная жизнь Древней Греции была ориентирована на самообеспечение, причем свои повседневные нужды каждая семья обеспечивала самостоятельно. Иными словами, домашние (семейные) хозяйства были натуральными. Приобретение продуктов на стороне (через обмен или торговлю) практиковалось, но не было еще непременным условием жизни. Такие общества сегодня называют традиционными, потому что жизнь в них строилась по заведенным обычаям, традициям, образцам поведения.

Трактат «Ойкономия» знаменитого греческого мыслителя Ксенофонта – самый ранний из дошедших до нас литературных источников, посвященных анализу хозяйства Древней Греции. В этом трактате Ксенофонт описывал каким должно быть образцовое домашнее хозяйство афинского гражданина. Согласно Ксенофонту, хороший хозяин дома тот, кто умело ведет сельское хозяйство, держит запасы на целый год, заставляет печь дома хлеб, изготовлять пряжу и одежду. Покупки на рынке для домашнего хозяйства не играют важной роли. Таким образом, понятие «экономика» («экономия») первоначально означало законы ведения домашнего хозяйства (ойкос – дом, домашнее хозяйство; номос – закон), т.е. практический опыт главы дома, его умение управлять своим домом, руководить женой, домочадцами, рабами, землей.

Теоретическое обоснование «экономики» дал Аристотель и именно в его трактовке оно определяло развитие экономической мысли рассматриваемого периода. Это учение о доме как единстве жилья и хозяйственной деятельности, своеобразная «теория» крестьянского «ойкоса» (дома, хозяйства), который долгие столетия европейской истории составлял фундамент социально-экономической структуры общества: натуральное хозяйство с абсолютным преобладанием отношений господства и подчинения.

Однако уже в античный период на такой натуральный базис общества накладывается «надстройка» в виде городского рынка с развитыми отношениями обмена, денежным хозяйством, использованием наемного труда. По его главной цели – деньгам (хремата) этот элемент хозяйства был назван Аристотелем «хрематистикой» и противопоставлен «экономике». Если последняя направлена на создание «истинного» богатства как «совокупности средств… необходимых для жизни и полезных для государственной и семейной общины»[1], и, следовательно, предполагает прежде всего потребление ради удовлетворения насущных, естественных потребностей, производство необходимых и полезных для этого предметов и даже обмен ими, то «хрематистика» всецело ориентирована на обогащение, получение наживы. И целью, и средством деятельности здесь выступают деньги, олицетворяющие собой «неистинное» богатство, что придает ей противоестественный характер, «по справедливости вызывает порицание». В искусстве наживать состояние, считал Аристотель, «…никогда не бывает предела в достижении цели, так как целью здесь оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами… Все, занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить количество денег до бесконечности»[2].

Страницы: 1 2

Смотрите также

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...