Л.М. Лопатин. Вопрос о свободе воли
Материалы / Л.М. Лопатин. Вопрос о свободе воли
Страница 2

На наше сознание действуют внешние силы, но акт сознания – это всегда самодеятельная сила, действующая по своей воле, даже если внешние воздействующие на нас силы могли бы препятствовать этому. И это противостояние доказывает свободу нашей воли. «Без лежащей в нас внутренней самобытности мы не могли бы и подозревать реальности и внешности нас окружающего мира, он представлялся бы нам чредою бессамостных призраков».

В нашей жизни как в обыденной так и в духовной действует целесообразность. Так мы, воспринимаемый поток беспорядочных явлений упорядочиваем в соответствии с выбранными нами целями.

Т.е. мы их осмысливаем и предаем им какую-нибудь ценность. И это доказывает также превосходство и независимость нашей воли над миром вещей – только мы можем придать миру смысл. Таким образом можно выделить три пункта определяющих нашу свободу воли.

«1) Всякое одушевленное существо в своей деятельности направляется общими стремлениями, которые находятся к частным действиям, их осуществляющим, в отношении творческом, а не механическом. В этом заключается свобода, отделяющая все живое от мира бездушного.

2) Только усилиями воли наши прирожденные стремления получают определенность и сознательность.

3) В человеческой душе заключены бесконечные потенции добра и зла, и от творчества нашей воли зависит, какая из них всецело овладеет нами. Глубокое оправдание предписаний нашей совести лежит в возможности для нас нравственных переворотов». Отсюда встает необходимость оправдания телеологического принципа в объяснении явлений природы. «Т.е. их интерпретации по целям, в них вложенным».

«Итак, воля человека есть то, что в нем действует целесообразно».

В целеполагании заключена свобода. Если упразднить творческий момент и целепологание, никакого бы сознательного и творческого воздействия на мир быть бы не могло. В наших действиях есть лишь одна необходимость – «художественная», т.е. осмыслять и преобразовывать. «Творческий акт» - это «перевод всеобщего и неопределенного в конкретное, индивидуально-законченное», это есть некое самоопределение. Изначально источник наших побуждений находится в стадии безотчетных влечений и для нас не определен, поэтому, мы сами в себя вносим необходимость, дабы осознать и определить цели наших побуждений. Но наши стремления никогда не бывают абсолютными, конкретно, раз и навсегда определены, и могут со временем изменяться. В человеке есть лишь общий фон целей и идеалов, этот фон – его характер. Поэтому, исходя из своих общих целей и идеалов, человек должен из хаотичного набора бесчисленных вариантов выбрать наиболее ему подходящий. В этом свобода выбора, и чем менее человек заклинивается на одном стремлении души, тем более широка его свобода, но и, соответственно, тем сложнее менее возможно раскрыть внутреннюю природу в нем, определить степень его свободы и желаний. А значит, «человек действительно творец своей судьбы, каков бы ни был его прирожденный характер».

Из выше сказанного, можно вывести следующие критерии наших стремлений «1) они никогда абсолютной определенности не достигают; 2) относительную определенность и сознательность они получают только чрез усилия человеческой воли; 3) даже совершенно определившись внутренне, они остаются лишь общими стремлениями».

Т.о. свобода творчества – это основа человеческого духа. Осознание, так же освобождает дух, т.к. для того, что бы действовать морально, мы должны определить, что такое добро и зло из всей совокупности явлений, а простой волевой акт внимания к тому, что в хаотичном потоке воздействует на наши чувства, является освобождением духа от страстей. И посредством воли мы влияем на влечения, преображая их. «Душа человека разрывается противоположными влечениями» - между миром хаотичных низменных влечений и миром духовным. Эти ощущения заложены в человеке изначально и служат двигателями его поступков. И «от свободы человека зависит, к какому миру он примкнет, какой внедрит в себя и сольет с своим существом». Мы силой своей воли возвышаем одни устремления над другими. Природа дает человеку лишь однородный неопределенный материал, и сам человек из него создает свой характер, свои устремления и, следовательно, строит свою жизнь. Человек может изменять себя как того пожелает, через разочарования и новые увлечения. Это и есть подлинное усилие человеческой воли. Т.е. мы свободны не только в выборе средств, но и в создании целей. «Возможность нравственных переворотов – вот великий, коренной факт человеческой природы».

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...