Восточная философии
Страница 2

· страдание существует как привязанность к осуществлению;

· причинами страданий являются жажда наслаждений, существования, гибели;

· уничтожением страдания выступает освобождение от этой жажды;

· к уничтожению страдания ведет восьмеричный путь: правильное видение, мысль, речь, действие, образ жизни, усилие, внимание и сосредоточение.

Правильное видение – понимание четырех истин. Правильная мысль – отказ от земного и вражды к людям. Правильная речь – воздержание от лжи и жестоких слов. Правильное поведение не допускает уничтожение живого и воровства. Правильный образ жизни – отказ от недозволенного.

Правильное усилие – стремление поддерживать свое моральное совершенствование. Правильное внимание – акцент на бренности веществ, тела, ума, чувства. Правильное сосредоточение реализуется посредством четырех стадий:

· порождения отрешенности и чистого мышления;

· невозмутимого размышления;

· полной невозмутимости и освобождения от ощущения телесности;

· безразличия и самообладания, отсутствия всяких страданий, то есть достижения нирваны.

Главная идея буддизма – образно говоря – «Средний путь» жизни между двумя крайними: «путем удовольствия» (развлечений, праздности и т.д.) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий и т.д.).

Философия вайшешика. Последователи вайшешики считали, что мироздание образуется из обладающими различными особенностями субстанций. Школа вайшешика ставит своей целью освобождение человека от страданий. В связи с этим развивается оригинальная система онтологии, предшествующая этическим представлениям. Основателем философии вайшешика является мудрец Канада (около I век до н. э.). В данной системе рассматривается семь категорий: субстанция, качество, действие, общность, особенность, присущность и небытие. Категории возглавляются как реальности, то есть в конечном счете все является субстанцией, даже небытие существует как отрицательный факт. Здесь наблюдается множество субстанций, а именно: земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа и ум. Причем, первые четыре воспринимаются чувствами, а другие пять, существование которых, доказывается умозаключениями. Все недостатки и достоинства людей накапливаются в эфире, времени, душе, пространстве и уме. В случае накопления моральных недостатков мир разрушается верховным создателем, богом.

Философия ньяя. Основателем является Готама, живший предположительно в I век до н. э. В этой философии речь идет о правилах рассуждений (ньяя от санскр. – означает метод, правило). Ее назначением признавалось освобождение человека от страданий. Здесь просматривается сходство со школой вайшешика, их разница заключается в средствах познания. В данном случае освобождение достигается логикой и теорией познания. Так же найяики выделяют 16 категорий познания: 1) средства познания, 2) объекты правильного познания, 3) сомнение, 4) мотив, 5) пример, 6) положение, 7) части силлогизма, 8) предположение, 9) уверенность, 10) дискуссия, 11) спор, 12) придирчивость, 13) логичный вывод, 14) извращение, 15) выражение не по существу, 16) решающий вывод (опровержение логики противника). Первые десять из них позволяют достичь правильного знания, остальные – приемы непродуктивной риторики, которая останавливается решающим доводом. Так же существуют четыре рода средств познания: восприятие, вывод, сравнение и свидетельство. Восприятие не посредственно, а потому истинно, к тому же проверяется практикой. Объектами правильного познания являются – душа, тело, объекты чувств, сами чувства и удовольствие. Решающее значение философии ньяя имеет размышление, соблюдение принципов йоги и чтение священного писания – Вед.

Философия санкхья. Основателем системы санкхья (от санскр. – число, перечисление) считается Капила (VII век до н. э.). Для санкхья характерна дуалистическая метофизика. Признается реальность двух начал: первоматерии (пракрити) и духа (паруша). Первоматерия состоит из трех формирующих сил: разумности, активности и косности. Контакт духа с материей нарушает ее равновесие, начинается сложный процесс эволюции, в последствии чего возникают сознание (имеется ввиду интеллект), самосознание, ум, а так же пять органов познания, пять органов действия, пять тонких элементов (сущности звука, осязания, цвета, вкуса и обоняния), пять физических элементов (эфир, воздух, огонь, вода и земля). То есть мир материи представляет собой – 24 начала, а 25-м началом является дух, Я. В философии санкхья если Я осознает свою свободу от материи, то оно достигает полного своего освобождения. Некоторые пути освобождения, например, от ума и тела идентичны путям школы Йога.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...