Восточная философии
Страница 1

Восточную философию представляют индийская и китайская философии. Начну писать, пожалуй, с индийской. В Индии первые философские системы появились в период IV –V вв. до н.э.

Истоком возникновения индийской философии является ведическая литература, особенно Упанишады (буквально «сидящие около», т. е. слушающие наставления учителя). Упанишады – это еще не философия, а некая часть Вед. Вершиной протофилософской индийской мысли являются представления о Брахмане и Атмане.[3] Проще говоря, речь идет о поиске первоосновы всего сущего. Этот поиск ведется с двух сторон – как от человека (проблематика Атмана), так и мира объективных вещей (проблематика Брахмана).

Под Атманом первоначально понимали просто тело человека, затем его дыхание (так сказать, им заканчивается жизнь, и, следовательно, оно есть первооснова человека), позднее душу человека, которую истолковывали в психологических терминах, и, наконец, всеобщую душу, абсолютное сознание. Брахман вначале понимался как субстанция отдельных групп однородных предметов, затем как субстанция всего сущего, как абсолютное сознание и даже как Бог. Два подхода, «от субъекта, я» и «от мира вещей», смыкаются в знаменитой формуле «Этот Атман есть Брахман». Главный путь Брахмана проходит через субъект. Атман, а, следовательно, и Брахман постигается путем медитации, благодаря которой достигается духовность, благо, освобождение от неподлинности.

В индийской философии существовало исключительное многообразие систем. Лишь к III в., выявились основные философские лидеры: чарвака Брихаспати, джайнизм Махавиры, буддизм Гаутамы, ньяя Готамы, вайшешика Канады, санкхья Капилы, йога Патанджали, миманса Джаймини, веданта Бадараяны.

Чарвака – краткое обозначение материализма. Основателем системы чарвака считается легендарный мудрец Брихаспати (к сожалению, годы его жизни не известны). Философия такой системы, берет свое начало из убеждения, которое предполагает, что все существующее состоит из четырех элементов: земли, воды, огня и воздуха. Впоследствии соединения этих элементов образуются жизнь и сознание. Чувственное восприятие и логические выводы – те инструменты, которые должен использовать человек в познании мира.

Джайнизм – характеризуется целью – освобождение души от кармы (имеются ввиду страсть и зависимость от телесного и материального), а также делением субстанции на живые и не живые субстанции. Живые субстанции от мельчайших организмов до человека представляют собой душу. Сущность души – сознание. Души обладают различными видами сознания. Они обременены негативными тенденциями прошлой жизни. Заключаются они в том, что такие пагубные страсти, как гнев, гордость, жадность, притягивают к душе липкие частицы, карму-материю. Решающее значение в освобождении души является правильное поведение. Опишу рамки такого поведения:

· воздерживаться от нанесения живому существу какого-либо вреда;

· не лгать, можно лишь высказывать добрую истину, не воровать;

· не осуществлять действия, которые исходят из собственных слабостей;

· избегать привязанности к чувственным объектам;

· добиваться душевной чистоты и побеждать силой духа все страдания, лишения.

· практиковать прощение, смирение, честность, чистоту воздержание, строгость к себе, жертвенность, безбрачие, непривязанность к внешнему миру;

Просматривается своеобразный проект добродетельного поведения. Кроме того, более не философское направление, исходя из таких рамок, а отдельную религию.

Буддизм – религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V века до н. э.), Юго-Восточной Азии, Китае (после III века до н. э), а так же других регионах. Основателем буддизма считается Сиддтхартха Гаутама (563 – 483 гг. до н.э.), прозванный Буддой (просветленным), предложивший новую этическую систему. В такой системе отсутствует метафизика и логика, так как этика формируется человеком, который сам намечает путь своего поведения. Будда выступал против гедонизма (стремление к наслаждению) и аскетизма (умертвление плоти), так как эти направления бесполезны и не позволяют достичь нирваны, то есть умиротворения и просветленности.[4] Четыре истины Будды гласят:

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...