Свобода воли командира и принципы военного искусства
Материалы / Основные проявления свободы воли командира / Свобода воли командира и принципы военного искусства
Страница 2

В отличие от принципов военного искусства уставы, на­ставления, инструкции, выражая в обобщенном виде требо­вания законов вооруженной борьбы, непосредственно регули­руют боевую деятельность войск и командиров всех степеней на правовой основе. Содержащиеся в них рекомендации о принципах действий войск, способах применения оружия и боевой техники носят обязательный для командира характер, приобретая силу юридического закона для всех военнослужа­щих, и, прежде всего для командира-единоначальника.

Разумеется, уставы и наставления регламентируют дея­тельность командира и войск не абсолютно, а лишь в опреде­ленных рамках, за пределами которых имеется возможность проявления самостоятельности, инициативы и рационального выбора.

Боевые уставы, если они базируются на диалектических и подлинно научных основах, не только допускают, но и требуют от командира проявления инициативы и творчества в бою. Ни один боевой устав не может до мельчайших подробностей отражать слож­ное переплетение современного боя. Поэтому самостоятель­ность и инициатива командира в данном случае заключаются в том, что он творчески применяет общие положения устава к конкретным случаям боя. Следовательно, и использование боевых уставов в деятельности командира носит объективно-субъективный характер. С одной стороны, нужно соблюдать требования боевых уставов, в которых закреплены объектив­ные моменты законов боевых действий. С другой стороны, использование положений боевых уставов носит довольно творческий характер и зависит от духовного богатства лич­ности командира, его профессиональных качеств и боевого опыта.

Для командира боевые уставы, кроме того, служат свя­зующим звеном между теорией и практикой военного искус­ства. С одной стороны, боевые уставы обеспечивают переход от законов военной науки и принципов военного искусства к практической деятельности военных кадров, с другой — боевая практика, постоянно развиваясь, обогащает и уточняет ос­новные положения боевых уставов.

Таким образом, механизм использования объективных законов боевых действий предполагает требовательность к законам военной науки, принципам военного искусства, боевым уставам, более всестороннее закрепление этих требований в сознании командира, преобразование их в его внутреннем мире, что требует от него четкого и рационального решения. В этом плане свобода воли командира есть ничто иное, как правильно выверенный алгоритм действий по решению поставленных задач, или иных проблем. Этот процесс объективно-субъективных связей, в конечном счете, и обусловливает боевую деятельность командных кадров. В ней ведущую роль играет объективное (законы боя), но это не исключает, а предполагает активное влияние субъектив­ного, т. е. знаний, навыков, опыта, духовных качеств личности командира, на весь ход боевых действий войск.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...