Свобода воли командира и принципы военного искусства
Материалы / Основные проявления свободы воли командира / Свобода воли командира и принципы военного искусства
Страница 1

Принципы военного искусства — это вытекающие из за­конов войны и законов военной науки наиболее общие, осно­вополагающие и нормативные положения о способах подго­товки и ведения вооруженной борьбы в целях достижения успеха в ней. Они выступают как отраженные и преобразо­ванные в головах людей требования законов войны и боя, как специфическое, проявление этих законов. Но своему характе­ру принципы военного искусства представляют единство объ­ективного и субъективного. С одной стороны, они выражают объективное содержание законов вооруженной борьбы, абстрагируются от них, а не являются продуктом человече­ского воображения, как пытаются доказать некоторые пред­ставители военной теории субъективно-идеалистического тол­ка.

С другой стороны, принципы военного искусства субъек­тивны по форме и частично по содержанию. Они не только отражают содержание законов войны, но и выражают уста­новку, цель деятельности командных кадров и всего личного состава в боевых условиях. Их формулировка — это резуль­тат сознательного творчества людей.

Принципы военного искусства складываются в результате непосредственного отражения законов войны, опосредованно­го отражения одного или нескольких законов войны сквозь призму законов науки, путем абстрагирования боевого опыта людей. Принято выделять группу общих и частных принципов военного искусства. Общие принципы имеют силу для воору­женной борьбы любого масштаба. К ним относятся принципы:

-высокой активности и решительности командира в бою;

-овладения и удержания инициативы;

-заблаговремен­ного создания и умелого использования резервов;

-внезапно­сти действий, учета и полного использования духовного фак­тора;

-всестороннего обеспечения боя;

-твердости и непрерыв­ности управления войсками и др.

Эти принципы требуют от командира четких решений и рациональности при оценке ситуации или выборе того или иного решения.

Частные принципы проявляются в боевых действиях каж­дого рода и вида войск, в различных масштабах и видах боевых действий, в отдельных войнах. Какое место занимают принципы военного искусства в ме­ханизме использования законов воины?

В отличие от законов военной науки, которые лишь кон­статируют наличие существенной связи в вооруженной борь­бе и из которых не вытекают конкретные практические реко­мендации для командира, принципы военного искусства вы­ступают как руководящие положения, общие рекомендации для деятельности командира и процессе подготовки и ведения боевых действий. Принципы военного искусства пред­ставляют собой нормативные правила, которые более непосредственно влияют на поведение командира в бою, чем законы военной науки.

Но принципы военного искусства — это не строго детер­минированные рекомендации. Поэтому процесс их использова­ния и применения носит творческий характер и требует от командира высокого мастерства, компетентности и гибкости мышления.

Основным звеном в механизме использования ко­мандиром объективных законов войны являются боевые уста­вы, наставления, инструкции, в которых конкретизируются, закрепляются требования законов боевых действий, законов военной науки и принципов военного искусства. Уставы и на­ставления являются отражением законов военной науки и принципов военного искусства, в которых, в свою очередь, отражаются законы войны.

Содержание боевых уставов носит объективно-субъ­ективный характер. С одной стороны, боевые уставы отражают объективные положения законов военной науки и принципов военного искусства, с другой — в них собран и обобщен боевой опыт войск и мнения командных кадров, являющиеся элементом субъективного фактора.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...