Свобода воли командира и принципы военного искусстваМатериалы / Основные проявления свободы воли командира / Свобода воли командира и принципы военного искусстваСтраница 1
Принципы военного искусства — это вытекающие из законов войны и законов военной науки наиболее общие, основополагающие и нормативные положения о способах подготовки и ведения вооруженной борьбы в целях достижения успеха в ней. Они выступают как отраженные и преобразованные в головах людей требования законов войны и боя, как специфическое, проявление этих законов. Но своему характеру принципы военного искусства представляют единство объективного и субъективного. С одной стороны, они выражают объективное содержание законов вооруженной борьбы, абстрагируются от них, а не являются продуктом человеческого воображения, как пытаются доказать некоторые представители военной теории субъективно-идеалистического толка.
С другой стороны, принципы военного искусства субъективны по форме и частично по содержанию. Они не только отражают содержание законов войны, но и выражают установку, цель деятельности командных кадров и всего личного состава в боевых условиях. Их формулировка — это результат сознательного творчества людей.Принципы военного искусства складываются в результате непосредственного отражения законов войны, опосредованного отражения одного или нескольких законов войны сквозь призму законов науки, путем абстрагирования боевого опыта людей. Принято выделять группу общих и частных принципов военного искусства. Общие принципы имеют силу для вооруженной борьбы любого масштаба. К ним относятся принципы:
-высокой активности и решительности командира в бою;
-овладения и удержания инициативы;
-заблаговременного создания и умелого использования резервов;
-внезапности действий, учета и полного использования духовного фактора;
-всестороннего обеспечения боя;
-твердости и непрерывности управления войсками и др.
Эти принципы требуют от командира четких решений и рациональности при оценке ситуации или выборе того или иного решения.
Частные принципы проявляются в боевых действиях каждого рода и вида войск, в различных масштабах и видах боевых действий, в отдельных войнах. Какое место занимают принципы военного искусства в механизме использования законов воины?
В отличие от законов военной науки, которые лишь констатируют наличие существенной связи в вооруженной борьбе и из которых не вытекают конкретные практические рекомендации для командира, принципы военного искусства выступают как руководящие положения, общие рекомендации для деятельности командира и процессе подготовки и ведения боевых действий. Принципы военного искусства представляют собой нормативные правила, которые более непосредственно влияют на поведение командира в бою, чем законы военной науки.
Но принципы военного искусства — это не строго детерминированные рекомендации. Поэтому процесс их использования и применения носит творческий характер и требует от командира высокого мастерства, компетентности и гибкости мышления.
Основным звеном в механизме использования командиром объективных законов войны являются боевые уставы, наставления, инструкции, в которых конкретизируются, закрепляются требования законов боевых действий, законов военной науки и принципов военного искусства. Уставы и наставления являются отражением законов военной науки и принципов военного искусства, в которых, в свою очередь, отражаются законы войны.
Содержание боевых уставов носит объективно-субъективный характер. С одной стороны, боевые уставы отражают объективные положения законов военной науки и принципов военного искусства, с другой — в них собран и обобщен боевой опыт войск и мнения командных кадров, являющиеся элементом субъективного фактора.
Смотрите также
Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая
личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом)
времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с
другими людьми и творче ...
Наука в контексте культуры
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте,
До сущности протекших дней,
До их причины.
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схват ...
Глобальные проблемы современности
Под
глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных
противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и
страны. Глобальные проблем ...