Гносеология - философское учение о познании
Материалы / Гносеология - философское учение о познании
Страница 1

Задание 1.

Абстракция – отвлеченное понятие, теоретическое обобщение опыта.

Агностицизм – учение о реальности недоступных познанию вещей.

Восприятие – целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения.

Герменевтика – направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания.

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления.

Гносеология – философская теория познания.

Заблуждение – знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним.

Глупость – умственная ограниченность, неспособность к здравому рассуждению; неумный поступок; неумное высказывание, неумная мысль без проверки.

Знание – результаты познания, научные сведения.

Незнание – область преимущественно рационального планирования познавательной деятельности.

Интуиция – это непосредственное неосознанно полученное знание.

Иррационализм – философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающее основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт и т.п.

Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Категория – общее понятия, отражающее наиболее существенные связи и отношения реальной действительности и познания.

Критерий истины – объективность: конечная обусловленность реальной действительностью, опытом, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей.

Метод – способ познания.

Методология – учение о методах.

Моделирование – метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности.

Наблюдение – целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающиеся в основном на данные органов чувств.

Наука – выработка и теоретическая систематизация знания.

Объект – то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, явление внешнего мира.

Субъект – познающий и действующий человек, существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания.

Парадигма – совокупность убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию.

Парадокс – это неожиданное высказывание, апория – это затруднение, недоумение, трудноразрешимая задача.

Понимание – постижение смысла того или иного явления, его места в мире, его функции в системе целого.

Предметная область – множество объектов, рассматриваемых в пределах данного контекста.

Представление – это образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека и потом восстанавливаются по сохранившимся в мозгу связям.

Рационализм – направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.

Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

Редукция – переход, сведение сложного к простому.

Сенсуализм – философское направление, признающее ощущения, восприятия единственным источником познания.

Скептицизм теория – философское направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности.

Факт – явление материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства отношения.

Эксперимент – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях.

Эмпирический – 1. Прил. к «эмпиризм», свойственный эмпиризму.

2. Прил. к «эмпирия», опытный, данный в опыте.

Эмпиризм – философское направление, признающее чувственное восприятие и опыт единственным источником познания, недооценивающее значение понятий, теоретических обобщений при изучении отдельных фактов, явлений.

Эпистема – структура, существенно обусловливающая возможность определенных взглядов, концепций, научных теорий и собственно наук в тот или иной исторический период.

Эпистемология – то же, что теория познания.

Задание второе

Познавательный процесс как единство чувственного и абстрактно мысленного (сочинение)

1. Процесс познания как движение мысли от «живого созерцания» к абстрактному мышлению и от него к практике.

В недалеком прошлом считалось, что познание имеет две ступени: чувственное отражение действительности и рациональное отражение. Затем, когда все больше прояснялось, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что ступенями (или уровнями, этапами) познания являются эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное – это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...