Гносеология - философское учение о познании
Материалы / Гносеология - философское учение о познании
Страница 1

Задание 1.

Абстракция – отвлеченное понятие, теоретическое обобщение опыта.

Агностицизм – учение о реальности недоступных познанию вещей.

Восприятие – целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения.

Герменевтика – направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания.

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления.

Гносеология – философская теория познания.

Заблуждение – знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним.

Глупость – умственная ограниченность, неспособность к здравому рассуждению; неумный поступок; неумное высказывание, неумная мысль без проверки.

Знание – результаты познания, научные сведения.

Незнание – область преимущественно рационального планирования познавательной деятельности.

Интуиция – это непосредственное неосознанно полученное знание.

Иррационализм – философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающее основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт и т.п.

Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Категория – общее понятия, отражающее наиболее существенные связи и отношения реальной действительности и познания.

Критерий истины – объективность: конечная обусловленность реальной действительностью, опытом, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей.

Метод – способ познания.

Методология – учение о методах.

Моделирование – метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности.

Наблюдение – целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающиеся в основном на данные органов чувств.

Наука – выработка и теоретическая систематизация знания.

Объект – то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, явление внешнего мира.

Субъект – познающий и действующий человек, существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания.

Парадигма – совокупность убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию.

Парадокс – это неожиданное высказывание, апория – это затруднение, недоумение, трудноразрешимая задача.

Понимание – постижение смысла того или иного явления, его места в мире, его функции в системе целого.

Предметная область – множество объектов, рассматриваемых в пределах данного контекста.

Представление – это образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека и потом восстанавливаются по сохранившимся в мозгу связям.

Рационализм – направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.

Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

Редукция – переход, сведение сложного к простому.

Сенсуализм – философское направление, признающее ощущения, восприятия единственным источником познания.

Скептицизм теория – философское направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности.

Факт – явление материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства отношения.

Эксперимент – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях.

Эмпирический – 1. Прил. к «эмпиризм», свойственный эмпиризму.

2. Прил. к «эмпирия», опытный, данный в опыте.

Эмпиризм – философское направление, признающее чувственное восприятие и опыт единственным источником познания, недооценивающее значение понятий, теоретических обобщений при изучении отдельных фактов, явлений.

Эпистема – структура, существенно обусловливающая возможность определенных взглядов, концепций, научных теорий и собственно наук в тот или иной исторический период.

Эпистемология – то же, что теория познания.

Задание второе

Познавательный процесс как единство чувственного и абстрактно мысленного (сочинение)

1. Процесс познания как движение мысли от «живого созерцания» к абстрактному мышлению и от него к практике.

В недалеком прошлом считалось, что познание имеет две ступени: чувственное отражение действительности и рациональное отражение. Затем, когда все больше прояснялось, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что ступенями (или уровнями, этапами) познания являются эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное – это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...