Общая системная характеристика человеческой деятельности
Материалы / Деятельность как философская категория / Общая системная характеристика человеческой деятельности
Страница 2

Итак, человек как субъект введён в состав бытия, и, соответственно, он выступает как реальное, материальное, практическое существо. "Действие, труд, творящий, производящий человек должны быть включены в онтологию, онтологию человеческого бытия – как необходимое и существенное звено. Человек выступает при этом как существо, реализующее свою сущность в порождаемых им объектах и через них само её осознающее".

Схема, предложенная Каганом, с нашей точки зрения, наиболее полно раскрывает место категории деятельности в сопоставлении с другими категориями.

jpg">

Человеческую деятельность большинство философов рассматривают как активность субъекта, направленная на объекты или на другие субъекты, сам же человек чаще всего рассматривается как субъект деятельности. Исходным моментом в их теоретическом анализе являются субъект – объектные отношения, в связи с тем, что "не существует субъекта без объекта и объекта без субъекта". Основанием выделения указанных форм деятельности служат цели, преследуемые субъектом во взаимодействии с объектом. (М.С.Каган, М.С. Кветной.)

Можно выделить три основных элемента деятельности: субъект (сам человек, социальная группа, общество), объект (природный предмет, социальный институт, сам человек), непосредственно активность как способ овладения субъекта объектом или установление коммуникативного взаимодействия с другими объектами. Отношение же субъекта к объективной реальности – это не только идеальное познавательное отношение, но и практическое действие: "отношение сущего к сущему". Важным является то, что в составе бытия человек как сущее, осознающее всё сущее и изменяющее его, не выносится за пределы бытия, он сам – сущее, включённое в состав сущего. Онтологическая характеристика, относящаяся к бытию вообще, тем самым распространяется и на жизнь человека и, соответственно, на его деятельность. Таким образом, признание существования как материального существования не только внешнего мира, но и самого человека означает одновременно необходимость раскрытия его внутренних предпосылок в субъекте как материальном существе, в человеке как субъекте действия.

Человеческая деятельность, при рассмотрении её в развитии, предстаёт перед нами как двухуровневая биосоциальная система, превращающаяся благодаря изменениям и в филогенезе и онтогенезе из жизнедеятельности живых существ в социокультурную деятельность человека как общественного существа. Деятельность человека возникает, меняется и совершенствуется вместе с духовным развитием человека, с развитием социальных отношений, которые она обслуживает и которые она постоянно изменяет. Таким образом, мы видим, что первейшей функцией деятельности является обеспечение сохранения и непрерывного роста развития и человека во всей его целостности, и общества.

Деятельность имеет различные формы и виды. Способ производства людьми своей материальной жизни, являясь основой деятельности, обладает спецификой, подчиняется своим особым законам и осуществляется при различном соотношении стихийного и сознательного в общественных субъектах. В зависимости от целей, которые преследует субъект, выделяют преобразовательную и познавательную деятельности; в зависимости от используемых средств, "орудий деятельности", – материально-практическую, практически-духовную, отражённо-духовную; в зависимости от опредмечивания – производительную и потребительскую, а также творческую (продуктивную) и механическую (репродуктивную).

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...