Общая системная характеристика человеческой деятельности
Материалы / Деятельность как философская категория / Общая системная характеристика человеческой деятельности
Страница 1

Как уже говорилось выше, понятие "деятельность" охватывает и биологическую жизнедеятельность человека, и его социокультурный, и духовный уровень.

Если мы обратимся к понятию действия как единицы человеческой деятельности в системе биологических и физиологических наук, то мы увидим, что здесь оно ограничено теми физиологическими процессами, с помощью которых организм восстанавливает равновесие со средой. В общей психологии представлена своя модель действий, в которой они рассматриваются как процессы, подчинённые осознаваемой потребности и цели. Социология рассматривает действия как социальные факты, в которых объективируются человеческие способности, система целей, потребностей и ценностей посредством которых осуществляется процесс включения деятельности индивидов в общественную практику.

Для того чтобы в полной мере выявить характеристику данной категории, необходимо соотнести её с другими. Основным, центральным вопросом философии принято считать вопрос об отношении бытия и сознания. Началом открытия человеком бытия, реального существования мира является его чувственность, которая лежит в основе взаимодействия человека и окружающего мира. Контакт двух реальностей лежит через чувства человека, которые представляют его психическую деятельность, уже на этом этапе преобразующую и внутренний мир человека, и окружающий мир. "Общение с другими сущими, взаимодействие с ними осуществляется посредством деятельности человека и его сознания, в регуляции этих действий посредством сознания". Деятельность понимается как всесторонний процесс преобразования человеком окружающей социальной, природной реальности, самого себя в том числе. Вместе с тем это и взаимная деятельность двух субъектов, взаимодействие свободно участвующих в процессе равноправных партнёров, каждый из которых изменяется в результате общения. Деятельность выступает как сила, воспроизводящая и изменяющая систему объективных и субъективных условий: общественных отношений, социальных институтов, а вместе с этим и систему, соответствующих им представлений, весь образ мыслей и жизни людей, самосознание человека.

В самом широком философском смысле деятельность означает разносторонний процесс создания субъектом условий для своего и общественного существования и развития, процесс преобразования социальной реальности в соответствии с личными и общественными потребностями, целями и задачами. Причастность человека к миру осуществляется и через познание, и через действие человека как овладение природой, поэтому деятельность выступает как специальная основная форма соотношения субъекта и объекта, их диалектики. Величие человека, его активность проявляются не только в деянии, но и в созерцании, в умении постичь и правильно отнестись к Вселенной, к миру, к бытию. Природа – не только объект созерцания, не только продукт истории человечества, но и не только материал или полуфабрикат производственной деятельности людей. Человек – конечное существо – включается в мир, в его бесконечное бытие в качестве бытия, преобразующего реальность, и в качестве существа, переходящего в форму идеального существования. Деятельность выступает как проблема изменения, преобразования бытия сознательно действующим существом. Можно сказать, идеальное бесконечное бытие включается в конечное – человека, а реально конечное включается в бесконечное. И одно и другое существуют в движении, в становлении, другими словами, в деятельности. "Конечное человеческое бытие выступает как "очаг", из которого исходят "взрывные реакции", распространяющиеся на всё бытие. Только из соотношения человека к бытию может быть понята и вся диалектика человеческой жизни – её конечность и вместе с тем бесконечность". Этот выход за пределы самого себя не отрицание сущности человека, а её становление и, в тоже время, реализация. Структура человеческого бытия, таким образом, выявляется во всей её сложности, в её динамике. Моя деятельность отрицает меня самого в каком-то аспекте, а в каком-то меня преобразует, выявляет и реализует, также, как и преобразует, выявляет и реализует бытие.

Человек создаёт свою природу обитания, строит формы общения и социальной организации, создаёт культуру, развивает свои внутренние способности, стремится к духовному восхождению. Опыт этого созидания и составляет содержание деятельности, характерной для человека. Во взаимосвязи индивидуальных действий и совместной коллективной деятельности по формированию и воспроизводству всех форм культуры и заключается принципиальное основание для характеристики человека как общественного существа.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...