Категория деятельности в рамках теории познания в философии Нового времени
Материалы / Деятельность как философская категория / Категория деятельности в рамках теории познания в философии Нового времени
Страница 2

Несмотря на то, что главный интерес Томаса Гоббса (1588 – 1679) относится к теории государства и права, его принято считать также и систематизатором бэконовского учения. В своих произведениях – в "Философских элементах учения о гражданине" и "Левиафане" - Гоббс рассматривает человека как часть мира природы. Он считает, что мир – это совокупность тел, ибо ничего бестелесного не существует. Гоббс считает, что материя – это субъект всех изменений, а, значит, все тела, присущие им качества, изменения, происходящие в телах, образуются движением материальных элементов. Движение тел происходит по механическим законам: все движения от тела к телу могут передаваться только толчками, которые порождают усилия, которые, в свою очередь, могут порождать движение.

К движениям и усилиям Т. Гоббс сводит также и духовную жизнь животных и человека, которая слагается из ощущений. Однако, как он считает, ощущения и чувства человека не оказывают влияния на движения и усилия, происходящие в мозгу и в сердце. Людей и животных Томас Гоббс воспринимает как сложные механизмы, действия которых полностью определяются воздействием извне. В его учении мы сталкиваемся с начальными понятиями о жизнедеятельности человека.

Вопрос о происхождении, достоверности и границах человеческого знания Джон Локк (1632-1704) определил как одну из основных задач своей философии в своём знаменитом произведении "Опыт о человеческом разумении" (1690). Ответ на него должен был послужить надежным основанием для всех предприятий человеческого разума. Следуя Бэкону, Локк говорит о том, что всё наше знание апостериорно, то есть является следствием и результатом нашего опыта. "От рождения … ум, так сказать, - белая бумага без всяких знаний и идей. Но каким же образом он получает их? Откуда он приобретает тот обширный запас, который деятельное и беспредельное человеческое воображение нарисовало с почти бесконечным разнообразием? <…> На это я отвечаю одним словом: из опыта. На опыте основывается всё наше знание, от него, в конце концов, оно происходит". Далее он пишет: "…Во-первых, наши чувства …доставляют уму разные … восприятия вещей в соответствии с путями, которыми эти предметы воздействуют на них. <…> [Во-вторых] Восприятие действий нашего ума… Таковы "восприятие", "мышление", "сомнение", "вера", "рассуждение", "познание", "желание" и все различные действия нашего ума". Итак, выдвинутый на первый план вопрос о методе познания, который в свою очередь тесно связан с теорией познания, объясняет процесс познания через опыт. Идеи, приобретённые из двух источников опыта – ощущений и рефлексии – составляют материал для знания. Далее же, по Локку, этот материал проходит определённую обработку, которая совершается деятельностью трёх способностей души: сравнением, сочетанием, отвлечением (или абстракцией). Таким образом, понятие деятельности у Дж. Локка тесно связано с такими понятиями, как опыт, способность души.

Отправной точкой философствования Рене Декарта (1596 – 1650) становится общая им с Бэконом проблема достоверности знания. Но в отличие от Бэкона, который ставил на первый план практическую основательность знания и акцентировал значение предметной истинности знания, Декарт ищет признаки достоверности познания в сфере самого знания, его внутренних характеристик. Он считал, что основные разумные идеи заложены в душе Богом. Человек же усматривает эти идеи "внутренним" зрением (интуицией), при помощи определённых методов и правил логики человек выводит из этих идей все остальные знания. Опыт служит лишь для подтверждения и установления соответствия полученных знаний материальным объектам и их свойствам. "Следовательно, строго говоря, - только мыслящая вещь, то есть дух или душа, или разум, или ум… Я отнюдь не то соединение членов, которое называют мыслящим телом". Здесь мы видим, что Декарт понимает сознание и мышление как деятельность мыслящей субстанции, существующей самостоятельно и независимо.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...