Категория деятельности в рамках теории познания в философии Нового времени
Материалы / Деятельность как философская категория / Категория деятельности в рамках теории познания в философии Нового времени
Страница 1

XVI - XV11 века - время, обозначившее крупные перемены в жизни Европы. Буржуазная революция в Нидерландах, Англии, переход к мануфактурному труду и, далее, быстрый рост производительности труда порождают сдвиги в образе жизни, системе ценностей, духовном мироощущении. Важным событием, определившим характер и направленность философской мысли, стала научная революция. Ее начало было положено открытиями Н.Коперника, И. Кеплера, Тихо де Браге, Г. Галилея, а завершение выпало Ньютону. Все вышеперечисленное нашло свое отражение в новой проблематике и стиле философии. Философия занялась осознанием смысла и масштаба происходящих перемен и, отвечая ходу событий, ввела современников в новый мир, мир с иным местоположением самого человека в его отношении к природе, обществу, самому себе и Богу.

Для понимания философии 17 века следует учитывать также и специфику нового типа науки (эксперементально-математическое естествознание) и, как следствие, выходящие на первый план проблемы теории познания – гносеологии. Проблема же человеческой деятельности не была очевидно заявлена, она тесно связывалась с гносеологией, поэтому вопросы, затрагиваемые философами в отношении теории познания, относятся и к деятельности, а именно, к познавательной деятельности. Вопросы, решаемые в это время, - это вопросы об источниках математического знания, о взаимосвязях математических доказательств и научных экспериментов породили два направления: эмпиризм и рационализм. Их предшественники – номиналистическое направление, опирающееся на опыт, и рационалистическое, выдвигающее в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума.

Представители рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель) всемерно подчёркивали значение выводного логического знания, представители же эмпиризма (Бэкон, Локк, Гоббс) останавливались на вопросах о том, как и откуда берётся знание человека о реальном мире, который далеко не всегда совпадает с чисто математическими схемами.

Родоначальником эмпиризма был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626), поставивший перед собой задачу разработки научного метода на основе материалистического понимания природы. Бэкон, как и большинство философов своего времени, переосмысливает предмет и задачи науки. В истории философии и науки Ф.Бэкон выступил как провозвестник опытного естествознания и научного метода. Ему удалось дать образ новой науки, отправляясь от твердо принятых и последовательно продуманных представлений о значении знания в обществе и человеческой жизни. Он считает, что цель научного знания – в привнесении пользы человеческому роду, а общая задача всех наук в увеличении власти человека над природой, а выводы науки должны основываться на фактах и только от них идти к широким обобщениям. "Человек, слуга и истолкователь Природы, ровно столько совершает и понимает, сколько он охватывает в порядке Природы; свыше этого он не знает и не может ничего"- этим афоризмом Бэкона открывается его "Новый Органон". Знание, как он считает, возникает как результат обобщения и сравнения присутствия или отсутствия изучаемых свойств в различных экспериментальных ситуациях. Единственным основным источником знания являются ощущения, именно поэтому невозможно знать, существует ли что-либо за их пределами. "Даже тем, что уже открыто, люди больше обязаны случаю и опыту, чем наукам", - пишет Ф.Бэкон. Почему же, тем не менее, он остается философом эмпиризма? Ценность разума - в его искусстве извлечения истины из опыта, в котором она заключена. Разум как таковой не содержит в себе истин бытия и, будучи отрешен от опыта, неспособен к их открытию. Опыт, таким образом, имеет основополагающее значение. Разум можно определить через опыт (например, как искусство извлечения истины из опыта), но опыт в своем определении и пояснении в указании на разум не нуждается, а потому может рассматриваться как независимый от разума. Тем не менее, именно Бэкон основал философию на понятии опыта, истолковал чувственность как единственный источник всех наших знаний. Чувственность – опыт – познавательная деятельность – так можно охарактеризовать логическую цепочку его рассуждений.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...