Разработка Ш.Ш. Валихановым философских проблем социальных реформ
Материалы / Жизнь и деятельность Ш.Ш. Уалиханова / Разработка Ш.Ш. Валихановым философских проблем социальных реформ
Страница 2

Между тем, справедливо полагал он, "Реформы бывают только тогда удачны, когда они правильны, т. е. тогда, когда они основаны на тех неизбежных законах прогресса, при которых только и возможно здоровое развитие общественного организма". Добиться этого, считал он далее, может только тот реформатор, который опирается в своей преобразовательной деятельности не на реакционные и абстрактные теории, а на философию

самых передовых мыслителей века. Потому как именно такая философия позволяет наиболее полно и безошибочно учитывать общественные нужды и средства, действительные, а не мнимые интересы народа.

Такой философией, согласно его представлениям, может быть только философия просвещения западного образца, под влиянием которой Европа достигла небывалых высот в утверждении цивилизации.

Сам Ч. Валиханов дал блестящие образцы такого творческого подхода к передовым учениям своей эпохи, не только применяя их с учетом конкретной ситуации, но и очищая от устаревших идей. Такой подход позволил ему дать обоснование собственной концепции мирных форм социальных преобразований. В основу этой концепции была положена принципиально новая, не высказывавшаяся никем до него, столь же превосходная, сколь и близкая к науке идея о том, что "каждый человек отдельно и все человечество коллективно стремятся в развитии своем к одной конечной цели - к улучшению своего материального благосостояния, и в этом заключается так называемый прогресс"".

Идея лишний раз убедительно показывает гениальную прозорливость казахского просветителя. Но дело не только в этом. Значительно важнее обратить внимание на то, что, не ограничиваясь обозначением конечной цели развития человечества, он находит не менее правильные пути достижения этой цели. Вот в чем заключается наиболее существенное в философской концепции социальных реформ, предложенной Ч. Валихановым. Опираясь на прочные знания передовых теорий своего времени и на свои собственные наблюдения, он вполне обоснованно доказывает: "В наше время самыми важными и близкими для народа считаются реформы экономические и социальные, прямо касающиеся насущных нужд народа, а реформы политические допускаются как средства для проведения нужных экономических реформ".

Многие законы, вводимые царизмом в Степи, были осуждены им, как не отвечающие интересам казахского народа. Так, например, он резко выступил против замены суда биев русским судом по "Русской Правде", как не приспособленным к конкретным условиям жизни казахского народа. Желая в предельно сжатые сроки обеспечить преодоление отсталости своим народом, он требовал от официальных властей введения в Степи такой формы управления, которая соответствовала бы принципам самоуправления, самозащиты, самосуда, не препятствовала, а содействовала бы проникновению в Степь передовой культуры Запада и России. С особой настойчивостью он боролся против политики властей, направленной на поддержку мусульманского духовенства и ислама.

В свое время философия реформ Ч. Валиханова, несмотря на ее глубину, прогрессивный характер и основательность, не была востребована ни власть предержащими, ни народными массами. Предержащие власти она отпугивала своими требованиями, которые никак не совпадали с их интересами, а народные массы просто не понимали ее сущности, если вообще что-либо знали о ней хотя бы понаслышке. Зато среди прогрессивных кругов мировой общественности она нашла должное понимание и поддержку.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...