Особенности философского материализма Ч. Ч. Валиханова
Материалы / Жизнь и деятельность Ш.Ш. Уалиханова / Особенности философского материализма Ч. Ч. Валиханова
Страница 2

Он чувствует, что человек не во всем совпадает с природой, от которой он, несомненно, чем-то отличается. Настойчивые размышления над этим далеко не простым вопросом привели его, наконец, к мысли, что, в отличие от природы, человек обладает знаниями. Таким образом, у человека есть то, чего начисто лишена природа, и это отличие сразу же ставит человека в особые от природы условия. Главное состоит в том, что, приобретая знания, человек становится относительно независимым от природы. Даже его телесная организация, изначально данная от природы, и та может меняться под влиянием знаний.

Ш.Уалиханов считал, что природа объективна и существует независимо ни от какого божества или внеприродного разума.

Человеческое сознание само зависит от законов развития природы. Закономерности природы проявляются прежде всего в том, что между ее явлениями существует причинная связь. Люди только тогда могут действовать с успехом, когда им известны не только явления, но и причины, их породившие. В основе всякого познания лежит чувственное восприятия мира. т.е. человеческие ощущения. Но данные ощущения по-разному используются людьми, стоящими на различных ступенях общественного развития, и приводят к разным результатам. Так, например, Ч. Валиханов пишет: "Человек дикий и неразвитый подобен ребенку, не умеющему вполне владеть своими внешними чувствами. Ему, как и ребенку, трудно согласовать ощущения свои с действиям". Поэтому неразвитый человек не может сразу же перейти от ощущений к подлинным знаниям и на пути своего движения к цели допускает ошибки, "принимая ложь за истину, вред за пользу".

Таким образом, защищая научные знания от религиозного мистицизма, он дал своеобразное рационально-логическое обоснование философского материализма, который всецело был направлен на защиту основных принципов Просвещения.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...