Особенности философского материализма Ч. Ч. ВалихановаМатериалы / Жизнь и деятельность Ш.Ш. Уалиханова / Особенности философского материализма Ч. Ч. ВалихановаСтраница 2
Он чувствует, что человек не во всем совпадает с природой, от которой он, несомненно, чем-то отличается. Настойчивые размышления над этим далеко не простым вопросом привели его, наконец, к мысли, что, в отличие от природы, человек обладает знаниями. Таким образом, у человека есть то, чего начисто лишена природа, и это отличие сразу же ставит человека в особые от природы условия. Главное состоит в том, что, приобретая знания, человек становится относительно независимым от природы. Даже его телесная организация, изначально данная от природы, и та может меняться под влиянием знаний.
Ш.Уалиханов считал, что природа объективна и существует независимо ни от какого божества или внеприродного разума.
Человеческое сознание само зависит от законов развития природы. Закономерности природы проявляются прежде всего в том, что между ее явлениями существует причинная связь. Люди только тогда могут действовать с успехом, когда им известны не только явления, но и причины, их породившие. В основе всякого познания лежит чувственное восприятия мира. т.е. человеческие ощущения. Но данные ощущения по-разному используются людьми, стоящими на различных ступенях общественного развития, и приводят к разным результатам. Так, например, Ч. Валиханов пишет: "Человек дикий и неразвитый подобен ребенку, не умеющему вполне владеть своими внешними чувствами. Ему, как и ребенку, трудно согласовать ощущения свои с действиям". Поэтому неразвитый человек не может сразу же перейти от ощущений к подлинным знаниям и на пути своего движения к цели допускает ошибки, "принимая ложь за истину, вред за пользу".Таким образом, защищая научные знания от религиозного мистицизма, он дал своеобразное рационально-логическое обоснование философского материализма, который всецело был направлен на защиту основных принципов Просвещения.
Смотрите также
Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру
соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то
относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...
Глобальные проблемы современности
Под
глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных
противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и
страны. Глобальные проблем ...
Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая
личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом)
времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с
другими людьми и творче ...