Особенности философского материализма Ч. Ч. Валиханова
Материалы / Жизнь и деятельность Ш.Ш. Уалиханова / Особенности философского материализма Ч. Ч. Валиханова
Страница 2

Он чувствует, что человек не во всем совпадает с природой, от которой он, несомненно, чем-то отличается. Настойчивые размышления над этим далеко не простым вопросом привели его, наконец, к мысли, что, в отличие от природы, человек обладает знаниями. Таким образом, у человека есть то, чего начисто лишена природа, и это отличие сразу же ставит человека в особые от природы условия. Главное состоит в том, что, приобретая знания, человек становится относительно независимым от природы. Даже его телесная организация, изначально данная от природы, и та может меняться под влиянием знаний.

Ш.Уалиханов считал, что природа объективна и существует независимо ни от какого божества или внеприродного разума.

Человеческое сознание само зависит от законов развития природы. Закономерности природы проявляются прежде всего в том, что между ее явлениями существует причинная связь. Люди только тогда могут действовать с успехом, когда им известны не только явления, но и причины, их породившие. В основе всякого познания лежит чувственное восприятия мира. т.е. человеческие ощущения. Но данные ощущения по-разному используются людьми, стоящими на различных ступенях общественного развития, и приводят к разным результатам. Так, например, Ч. Валиханов пишет: "Человек дикий и неразвитый подобен ребенку, не умеющему вполне владеть своими внешними чувствами. Ему, как и ребенку, трудно согласовать ощущения свои с действиям". Поэтому неразвитый человек не может сразу же перейти от ощущений к подлинным знаниям и на пути своего движения к цели допускает ошибки, "принимая ложь за истину, вред за пользу".

Таким образом, защищая научные знания от религиозного мистицизма, он дал своеобразное рационально-логическое обоснование философского материализма, который всецело был направлен на защиту основных принципов Просвещения.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...