Особенности философского материализма Ч. Ч. Валиханова
Материалы / Жизнь и деятельность Ш.Ш. Уалиханова / Особенности философского материализма Ч. Ч. Валиханова
Страница 1

Антинаучным представлениям церковников и богословов об иллюзорном сверхъестественном мире он противопоставляет простые и ложные взгляды, основанные на здравом смысле и данных науки, о материальности вселенной, природы, о естественности ее явлений. Всякому явлению природы, каким бы сложным и таинственным оно не казалось на первый взгляд, Ч. Валиханов стремился дать естественнонаучное объяснение. Нетрудно заметить, что в основе такого стремления лежало безусловное признание им объективной реальности природы, ее естественности. Природа несотворима и неуничтожима. Она вечна и бесконечна. В том.

что природа или вселенная должны рассматриваться в качестве чего-то "бесконечного, вечного и разнообразного он не сомневался, считал это очевидной истиной, не нуждающейся в особых доказательствах.

Философские произведения казахского просветителя говорят о том, что его материализм был не стихийным, а вполне осознанным, продуманным. Он базировался на здравом смысле, но и на превосходном знании им материалистических теорий передовых философов того времени, особенно материалистического учения передовых представителей русской демократической интеллигенции радикального толка.

При разработке проблем происхождения шаманизма он исходит из твердого признания безусловной первичности, объективной реальности природы, вселенной, а религиозное сознание шаманистов рассматривает как производное, искаженное, фантастическое представление об окружающем мире. Сначала существует природа, действующая на человека, оказывающая на него свое влияние, а потом уже понятия о ней и ее явлениях в человеческом уме. Ум, сознание человека, таким образом, рассматриваются просветителем как отражение действительности, природы, материй. То, что первичность материи, природы Ч. Валиханов рассматривает как факт, свидетельствует из его определения шаманства как религии. Почитание шаманистами "природы вообще и в частности" он относит к "крайнему материализму". "Человек действует и живет под влиянием природы. В этом смысле шаманство представляет собой крайний материализм*'00. Здесь, как видим, с понятием материализм совершенно определенно связывается отношение человека к природе, как к чему-то существующему вне его и оказывающему на него неотвратимое влияние.

Сознание же, с его точки зрения, есть, таким образом, не что иное, как отражение в голове человека окружающей его действительности. Следует отметить, что подобный взгляд, в принципе, был правильным, хотя вопрос о механизме самого процесса отражения не рассматривается им в подробностях. Тем не менее ясно, что сознание не обладает самостоятельным существованием, которое обусловлено воздействием на человека извне существующей действительности. Следовательно, мир природы и тот мир, который составляет содержание человеческого сознания, находятся в неразрывном единстве. Эта идея и позволила Ч. Валиханову решить на философском уровне проблему единства человеческого тела и духа. Если верно" что содержание сознания определяется существующим вне человека внешним миром, а сам человек является продуктом природы, то логически совершенно нелепо отделять духовный мир человека от его телесной организации, от его органов, которые созданы самой природой и в которых воспроизводится ее предметный мир. Отсюда становится понятным, почему он решительно опроверг идею шаманистов о превращении духа умерших предков в божество, усматривая в этом не что иное, как проявление "крайнего спиритуализма". "С другой стороны, умирая, человек сам становится божеством, - это крайний спиритуализм", - пишет он.

Мысль о единстве природы и человека, его тела и духа Ч. Валиханов четко проводит и в своей "Записке о судебной реформе". При рассмотрении различных вопросов социальной жизни, и прежде всего вопроса о реформах, исходит из того, что человек является продуктом природы, что "как животный организм во многом зависит от природы" до такой степени, что природная среда определяет собой особенности народной жизни и даже закономерности общественного развития.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...